№9, 1978/Хроника

Обсуждение итогов литературного года

В начале года на филологическом факультете МГУ проходила очередная конференция «Проблемы современной зарубежной литературы и критики (итоги литературного года)». Эта конференция, ставшая уже традиционной, была организована кафедрой истории зарубежной литературы. В этом году на нее съехалось около 200 преподавателей из многих вузов страны.

В. Ивашева подчеркнула в своем докладе, что ситуация в английской литературе за последний год существенно не изменилась, в ней, как и в предшествовавшие пять лет, господствуют «сумерки», объясняемые, с одной стороны, общеэкономическим кризисом и, с другой стороны, продолжающейся «холодной войной» на культурном фронте в Англии, в которую оказалась втянутой и интеллектуальная прослойка общества. В докладе были проанализированы романы М. Бредбери «Человек истории» (1975), П. Рида «Полонез» (1976), М. Дрэббл «Ледяной век» (1977). В. Ивашева рассказала также о последних произведениях С. Хилл и П. Хэнсфорд-Джонсон.

А. Федоров выступил с докладом на тему «Брехт и современный театр», в котором, исходя из посылки, что в послевоенные годы и советский и мировой театры испытывают влияние Брехта, проиллюстрировал, как преломляются некоторые принципы эпического театра Брехта в последних постановках ряда советских и зарубежных театров, в том числе в драматическом театре Гамбурга, в театре «Талия» (Мюнхен), в «Амфитеатро» (Афины), в Шведской королевской опере, а также в Театре на Таганке и других московских театрах. Докладчик подчеркнул, что характерное для современного театра стремление быть эпическим, философским и давать очужденную картину действительности прямо вытекает из эстетики и театральной практики Брехта. Анализируя слияние эпоса и драмы в театре Брехта, А. Федоров указал, что эпический театр Брехта развивает традиции Вагнера и Т. Манна, и раскрыл этот тезис на конкретных примерах.

В докладе А. Мулярчика было отмечено, что, хотя одной из ведущих тем американской прозы в наши дни остается осмысление уроков радикалистских выступлений рубежа 60 – 70-х годов, в середине текущего десятилетия художественное мышление многих писателей США стало глубже, объемнее, а меняющаяся обстановка в стране более четко выявила дифференциацию их общественно-политических и нравственных устремлений. Делая акцент на «потерях и приобретениях» в литературе США последнего времени, докладчик отметил утрату некоторыми крупными писателями достигнутых в прежнем творчестве идейных и эстетических вершин. Именно с этой точки зрения в докладе были проанализированы романы С. Беллоу «Дар Гумбольдта» (1976), Р. -П. Уоррена «Убежище» (1977), К.

Цитировать

Гугнин, А. Обсуждение итогов литературного года / А. Гугнин // Вопросы литературы. - 1978 - №9. - C. 312-313
Копировать