№5, 1977/Жизнь. Искусство. Критика

Общий опыт; совместные раздумья

(«Вопросы литературы»)

В жизнь современного советского человека, в какой бы сфере труда ни прикладывал он свои силы, все более весомым слагаемым входит искусство – в самых различных его видах и жанрах. Известно, что наша страна – самая читающая в мире. Что никогда не пустуют театральные, концертные, кинозалы, выставки. Благодаря телевизионному экрану миллионы людей получили возможность приобщения к ценностям культуры – классической и современной. И не случайно с трибуны XXV съезда КПСС товарищем Л. И. Брежневым были сказаны знаменательные слова о том, что талантливое произведение литературы, искусство – национальное достояние.

Мощные импульсы, одинаково побуждающие к творчеству и художников, и писателей, и музыкантов, рождаются в великих свершениях нашего народа. Образ мира, созданный содружеством всех родов и видов советского искусства, отвечает потребностям человека труда, преобразователя природы, строителя нового общества. Тем более важно разобраться во взаимодействии этих различных искусств. Думается, закономерно считается, что литература занимает в их системе ведущее место. Она с особой силой, непосредственно выражает ведущие идеи века, поднимается к большим социально-философским обобщениям. Литература-первооснова для многих произведений других видов искусств, хотя бы театра. Резонны соображения и о ее «синтетичности»; в образном слове – и цвет, и предметность, и мелодия.

Играя ведущую роль среди муз, литература отнюдь не отделена от других видов искусств непреодолимой стеной. Границы между ними иногда видны отчетливее, чем то, что объединяет эти искусства. Но это на первый взгляд. Вообще же искусство по природе своей не герметично – оно распахнуто в жизнь. Поэтому гораздо плодотворнее разговор о том общем, что несут в себе разные его виды, об их взаимопроникновении, взаимообогащении, во многом «обеспечиваемом» литературой.

Наш журнал неоднократно обращался к этой теме. Публиковались специальные подборки о взаимодействии литературы с другими видами искусства, статьи о кинематографии, телевидении. Велись дискуссии о ряде театральных постановок. В такого рода разговорах участвовали и наши зарубежные коллеги. Сошлюсь, например, на N 12 за 1975 год, где были помещены ответы советских и польских авторов на анкету, посвященную взаимодействию литературы и искусства.

Сегодня мы опять-таки встречаемся со своими коллегами – на, этот раз руководителями советских журналов, занимающихся проблемами культуры, журналов, чьи интересы и заботы очевидно пересекаются. «Вопросы литературы» – журнал литературной критики и теории; и на страницах «Искусства кино», «Театра», «Советской музыки», «Искусства» постоянно звучит слово художественной критики, освещаются насущные эстетические проблемы. В данной аудитории нет нужды подробно говорить о роли и значении критики: она служит не только мостом между произведением и читателем, она организует творческий процесс, помогает дать верное направление талантам.

Однако общность забот порождает, как ни странно, и трудности:

Цитировать

Озеров, В. Общий опыт; совместные раздумья / В. Озеров // Вопросы литературы. - 1977 - №5. - C. 21-28
Копировать