№2, 1961/Дневник литератора

Общие цели – общие заботы

Шине, когда хочешь поделиться впечатлениями о поездке в страны народной демократии, никак нельзя ограничиться путевыми заметками, – настоятельно необходим разговор об увиденном опыте, о решении друзьями тех проблем, которые стоят и перед нами. С этим ощущением я перелистываю и дневниковые записи, воскрешающие в памяти недавние встречи в Софии с болгарскими коллегами. Эта поездка столь богата яркими впечатлениями, что можно часами рассказывать о замечательной стране, о чудесном ее народе, расцвете его культуры, теплоте и сердечности, с которыми болгары относятся к Советскому Союзу. В то же время пришлось задуматься о новых формах международной литературной жизни, которую характеризуют деловитость, взаимный обмен опытом, общность совместно решаемых литературно-Теоретических и литературно-практических проблем.

Пожалуй, мы даже не всегда представляем себе степень этой общности. Ныне невозможно глубоко изучать развитие искусства социалистического реализма, не учитывая его многонационального характера и взаимообогащения художественного творчества разных народов. Но не менее существенны и вопросы практического проведения литературной работы: ведь, опираясь на накопленный друзьями опыт, можно значительно быстрее идти вперед. А раз так, возникают два, как мне кажется, важных вывода. Во-первых, о необходимости более интенсивного изучения взаимного опыта, тех общих черт, которые складываются во взаимоотношениях братских культур, и, во-вторых, о некоторых новых формах этих взаимоотношений.

Это полностью относится к работе в области теории литературы, критики, эстетики. Например, и в СССР, и в Болгарии стоит вопрос о пропаганде эстетических знаний. Как не обратить внимания на энергию, с какой работают болгарские эстетики во главе с академиком Тодором Павловым. Характерный штрих: тираж специального литературно-теоретического журнала «Литературна мисъл» достигает 7 – 9 тысяч экземпляров, и это в стране с населением 7,6 миллионов человек. «Секрет» не надо долго искать; статьи по теории и истории литературы здесь привыкли читать не только литературоведы, учителя, студенты, но и ученики средних школ. Отличная традиция!

А с каким жадным интересом расспрашивают зарубежные друзья об опыте советских литераторов. Это не чисто академический интерес: решаются – конечно, в других конкретно-исторических условиях – аналогичные проблемы.

Беседы в Софии начались с расспросов о том, как в Союзе писателей СССР проводится идейно-воспитательная работа, осуществляется политика консолидации литераторов на принципиальной основе, как организуются творческие дискуссии. Внимание к идейно-творческой стороне литературного дела очень симптоматично как показатель роста писательских сил Болгарии. Признаки этого роста многочисленны. На прошлогоднем отчетно-выборном собрании Союза писателей отмечался подъем, которого достигла болгарская поэзия, имеющая в своем активе сборники, близкие, по заявлению докладчика, «к той степени художественной зрелости, когда интимное сближается органически с общественным, а общественное вбирает в себя, как составную часть, личное, интимное». Немалые результаты достигнуты и в области прозы, а применительно к драматургии болгарские писатели говорят о происшедшем переломе.

Издательство «Болгарский писатель» широко издает работы критиков и литературоведов. Так, за последние годы вышли книги Г. Димитрова-Гошкина «Единство и дискуссии», Л. Тенева «Драма и сцена», П. Пондева «Елин-Пелин», П. Зарева «Стиль и художественность», И. Ружа «Закон литературных джунглей», П. Динекова «Писатели и произведения», Ст. Каролева «Замысел и образ», В. Колевского «За социалистический реализм», Е. Петрова «Вопросы болгарской литературы», В. йосифова «Статьи о болгарских писателях», Е. Каранфилова «Языковые шаблоны в литературе» и др.

Достигнутые успехи, рост писательских сил дали возможность поставить новые задачи расширения и укрепления всего литературного фронта. Мои собеседники рассказали о том, как в болгарской литературе, выросшей на ярких народных, демократических традициях, изживаются групповые нравы, развивается общественная активность писателей. Союз писателей задумал проведение творческих дискуссий, которые были бы свободны от имевшихся прежде недостатков, таких, как взаимные разносы и «проработки», наклеивание оппонентам политических «ярлыков». По убеждению секретаря Союза писателей Георгия Карасдавова и других товарищей, эти методы, мешающие нормальному ходу литературной жизни, будут полностью изжиты в ближайшее время, новые дискуссии пройдут под знаком позитивной разработки творческих вопросов, имеющих жизненное значение.

Уже составлен и осуществляется развернутый план проведения дискуссий по вопросу о современности и мастерстве; в ряде статей (Димитрова-Гошкина в газете «Литературен фронт», Ивана Ружа в журнале «Пламък» и др.) высказаны замечания о необходимости настойчивее искать положительные решения, не допускать в спорах грубого тона.

Надо ли удивляться, что организаторы этой работы подробно расспрашивали о том, как осуществляется в Советском Союзе политика консолидации, как проводятся творческие дискуссии? У нас очень мало книг, статей, публикаций, освещающих процессы идейно-творческого воспитания советских писателей, а между тем эти процессы чрезвычайно поучительны. Если в этом аспекте осмыслить первые шаги молодой советской литературы, мы увидим, как настойчиво партия направляла писателей на участие в строительстве новой жизни, как решительно устраняла различные идейные и организационные помехи на путях постижения действительности. И поныне сохраняет свое актуальное значение борьба с буржуазным эстетством, с пролеткультовским и рапповским сектантством, однако за исключением одной-двух работ этот опыт не освещается критикой («Вопросы литературы» – не исключение!). Могут сказать, что речь идет об истории литературы. Но разве все сделала наша критика для того, чтобы глубоко раскрыть существо тех форм и методов литературной жизни, которые сложились за последние годы и отражают замечательные изменения в общественной атмосфере? Регулярные встречи руководителей партия и правительства с писателями очень характерны для этой подлинно творческой атмосферы, они не только засвидетельствовали высокую роль писателей как помощников партии, но и учат художников плодотворно работать, по-государственному мыслить, решительно отстаивать наши идеалы, правильно относиться к ошибающимся. Проводимая у нас политика консолидации не свелась к декларациям, она помогла активизировать творческую энергию всех способных, ищущих художников и успешно преодолевать групповые нравы. Все это потребовало и соответствующей перестройки структуры и форм работы писательских организаций, они сосредоточиваются на вопросах идейно-творческого воспитания своих членов.

В ряду многих начинаний, которые оправдали себя за эти годы, большое значение приобрели литературные дискуссии. Их оживление обусловлено опять-таки общей атмосферой советской жизни, ростом общественной активности, стремлением пользоваться прежде всего методом убеждения. Дискуссии завоевали в Советском Союзе признание как возможность выражения творческих позиций писателей, выработки единой точки зрения, воспитания ошибающихся не посредством их «отсечения», а через спор, через убеждение. В этом отношении показательна эволюция наших дискуссий за прошедшее десятилетие. Вспоминаешь о диспутах, проходивших в начале этого периода, и убеждаешься, что и они во многих случаях приводили к правильным теоретическим итогам. Однако сколько порой привносилось в споры взаимного раздражения, личных счетов, попыток как можно больнее уязвить оппонента. Нынешние же дискуссии, как правило, проходят без этих крайностей, под знаком творческого искания истины.

Цитировать

Озеров, В. Общие цели – общие заботы / В. Озеров // Вопросы литературы. - 1961 - №2. - C. 64-73
Копировать