№3, 1986/Хроника

Общая задача

Правление общества «Знание» РСФСР (секция пропаганды исторических знаний и художественной культуры) провело в сентябре 1985 года встречу за «круглым столом», озаглавленную «Воспитание историей». Во встрече принимали участие ученые-историки и писатели– авторы исторических повестей и романов.

Открыл встречу ученый Ю. Поляков. Все знают о важности истории в нашей жизни. Особое значение приобретает история в воспитании молодежи. Само выражение «воспитание историей», сказал Ю. Поляков, появилось сравнительно недавно, но стало довольно распространенным. Выражение новое, но мысль, в нем заключенная, стара как мир.

История, продолжал ученый, вероятно, одна из самых массовых научных дисциплин. Так, пропаганда исторических знаний осуществляется через книги, кино, музеи. Для более же широкого распространения исторических знаний в первую очередь необходимо, чтобы сами историки писали свои книги лучше. Книга исследовательская, историческая, в отличие, например, от работы по физике, должна и может писаться так, чтобы ее были в состоянии прочесть все. Образцами здесь и сейчас служат труды М. Нечкиной, С. Тарле, А. Манфреда. Конечно, заметил Ю. Поляков, у писателей другие законы творчества. Мы не соперники, а соратники по перу. В последнее время сложился обширный цех, в котором рука об руку трудятся литераторы и историки. Некоторые считают, что историки должны контролировать писателей. Это неправильно. Но хотелось бы, чтобы авторы художественных произведений советовались с учеными-историками, учитывали новейшие научные оценки и следили за сообщениями о проведенных разысканиях и вновь собранных фактах, чтобы выбирали для своих творений темы значительные, важные. И главное, чтобы писатели придерживались исторической правды, достоверности в описании событий. К сожалению, в произведениях последних лет слишком много грубейших фактических ошибок. Ю. Поляков выразил общее мнение, что надо укреплять складывающийся союз писателей и историков.

Духовная потребность в таком союзе созрела уже давно, продолжил В. Оскоцкий. Потребность во взаимодействии исторического знания и художественного творчества– потребность времени. Правда, взаимодействие это происходит довольно непросто.

Цитировать

Шарапкова, Л. Общая задача / Л. Шарапкова // Вопросы литературы. - 1986 - №3. - C. 265-267
Копировать