№1, 1981

Обретенная зрелость

…Работаю над третьей книгой «Моего Дагестана». Пишу книгу, как конституцию родной республики. Стараюсь донести до читателя исторически сложившиеся морально– нравственные принципы народного бытия и быта. Все то, что определило в веках неповторимое лицо моего народа. Семь статей в моей художественной конституции, семь заветных зеркал, в которых, надеюсь, отразится, найдет себя в слове мой Дагестан.

Я много размышляю о том, что дала нам социалистическая революция. Естественный для советского писателя строй мыслей. И, тем не менее, не устаешь удивляться: велик заряд преобразования, велика созидательная роль исторических событий 1917 года. Вспоминается, какой горечью пронизаны известные сравнения классиков дагестанской литературы: и с ветхим тулупом, брошенным в угол, сравнивали они Дагестан, и с рогом, переходящим из рук в руки… Великий Октябрь оставил в прошлом тяжкую судьбу человека, покончил с былой изоляцией народов, сплотил их в живом единстве, открыл горизонты и реальную возможность новой, счастливой жизни.

И вот что хотелось бы особо выделить. Сделать это тем более важно, что враждебные зарубежные голоса не унимаются в распространении небылиц о нивелировке национальных культур в условиях социалистического содружества народов и о насильственной якобы русификации.

Недавно в Махачкале вышел солидный том– «Ленин и Дагестан», где собраны важнейшие партийные документы и свидетельства партийных и культурных деятелей, связанных со становлением и развитием нового Дагестана, равного среди равных в семье братских народов. Сколько такта, политической и человеческой чуткости в заботе Ленина о судьбах горцев! Прочитайте его указания и советы, обращенные к партийным и государственным деятелям Северного Кавказа тех лет, и вы убедитесь, насколько внимательно и заинтересованно относился Ильич и к национальным особенностям горской жизни, призывая к бережному отношению к ним, и к практическим нуждам людей, постоянно напоминая о необходимости решать все вопросы непременно с учетом местной специфики. Такой подлинно партийный подход не мог не дать благодатных результатов. Горцы всем сердцем восприняли ленинский призыв жить и работать по-коммунистически. Социалистическая новь моего Дагестана естественно стала питательной почвой поэтического слова, художественного отклика, нашего писательского стремления писать так, чтобы социалистический идеал, к чему призывал В. И. Ленин, открылся и выступил «во всем его величии и во всей его прелести» 1.

Изменилось в корне видение мира– вот, наверное, самое главное. Качественно иначе выстроились связи между тем, что называют национальной определенностью, и миром, «планетой людей». Я часто бываю за границей, и часто приходится сталкиваться с однообразными, унылыми, превратными представлениями о природе нашего интернационализма. Одни судят ошибочно или с чужого голоса, но при этом, искренне пытаясь понять и разобраться, другие же предпочитают сознательно закрывать глаза на факты нашего культурного строительства, прибегая к домыслам и откровенным выдумкам. А факты таковы, что мы нашли себя, духовно и национально определились не вопреки, как полагают идейные недруги, а благодаря высокой и светлой нашей принадлежности к братству советских народов, к единой социалистической культуре. Как тут не вспомнить пророческие слова Анатолия Васильевича Луначарского: «Человечество идет неудержимо по пути к интернационализации культуры. Национальная основа, разумеется, останется надолго, может быть, навсегда, но интернационализм и не предполагает ведь уничтожения национальных мотивов в общечеловеческой симфонии, а лишь их богатую и свободную гармонизацию» ## А. В. Луначарский, Собр. соч. в 8-ми томах, т. 7, «Художественная литература», М. 1967, стр.

  1. В. И. Ленин, Полн. собр. соч., т. 11, стр. 103.[]

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №1, 1981

Цитировать

Гамзатов, Р. Обретенная зрелость / Р. Гамзатов // Вопросы литературы. - 1981 - №1. - C. 3-10
Копировать