№4, 2017/Книжный разворот

Образы Италии в России — Петербурге — Пушкинском Доме; Из России в Италию. Творческая интеллигенция и Рим (XVIII-XIX век)

Образы Италии в России — Петербурге — Пушкинском Доме / Отв. ред. А. Б. Шишкин. СПб.: Изд. Пушкинского Дома, 2014. 280 с.; Из России в Италию. Творческая интеллигенция и Рим (XVIII-XIX век) / Под ред. С. Андросова, Т. Мусатовой, А. д’Амелии, Р. Джулиани. Salerno: Edizioni Culturali Internazionali, 2015. 315 с.

В последние годы тема российско-итальянских культурных связей, присутствие образов Италии в русской культуре неизменно привлекают внимание исследователей: невозможно перечислить все посвященные этому научные проекты и конференции, серьезные монографии и более или менее популярные издания. Тем не менее рецензируемые издания выгодно выделяются на общем фоне — разнообразием проблематики, высоким профессионализмом и широкой эрудицией авторов, интересом как к общим, так и к частным вопросам, как к известным, так и к малоизвестным персонажам, стремлением познакомить читателя с новыми фактами и архивными материалами.

В первой книге собраны доклады, сделанные на конференции «Образы Италии в России — Петербурге — Пушкинском Доме», проходившей в феврале 2012 года, на исходе Перекрестного года итальянского языка и культуры в России и русского языка и культуры в Италии. Несмотря на название, участники конференции, представлявшие Россию, Италию, Литву, Израиль, Францию и США, не ограничились сугубо петербургской тематикой. Например, открывает сборник статья Д. Буланина о цикле повестей, рассказывающих о попытке насильственно внедрить церковную унию на Афоне, якобы предпринятой латинянами-итальянцами после Лионского собора 1274 года. Единственная искусствоведческая статья в сборнике, написанная И. Саблиным, посвящена деятельности итальянских архитекторов в России на рубеже XV-XVI веков, в частности проблеме шатрового зодчества.

Что касается остальных статей, среди них есть работы общего характера (Ч. Дж. де Микелис «Русский образ Рима начала XX века», В. Багно «Италия, о мать вторая…», Дж. Джулиано «»Коммерция идей» между Россией и Италией», С. Каприо «Образ Рима в русской мысли» и др.), а также исследования, посвященные известным поэтам и писателям (А. Левицкий «Зримое и незримое в поэзии Г. Р. Державина и философии С. Тончи», С. Гардзонио «Италия Афанасия Фета: материалы к теме», С. Гайжюнас «Италия в творчестве Зенты Маурини», Г. Левинтон «Из Дантовских подтекстов Гумилева: как же все-таки назывался неосуществленный сборник?» и др.).

Заметное внимание уделено выдающимся российским исследователям итальянской культуры — П. Бицилли (М. Васильева «Средневековая Италия и спор о «среднем человеке»: полемика П. М. Бицилли с Л. П. Карсавиным»), А. Веселовскому (П. Заборов. «Александр Веселовский и юбилей Болонского университета»), А. Волынскому (В. Котельников «Творческая личностью Леонардо в трактовке Акима Волынского»), однако наибольший интерес вызывают, по понятным причинам, фигуры П. Муратова и Вяч. Иванова.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №4, 2017

Цитировать

Ямпольская, А.В. Образы Италии в России — Петербурге — Пушкинском Доме; Из России в Италию. Творческая интеллигенция и Рим (XVIII-XIX век) / А.В. Ямпольская // Вопросы литературы. - 2017 - №4. - C. 382-385
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке