№10, 1977/Жизнь. Искусство. Критика

Начинать с хорошей программы

В статьях С. Исакова и Р. Бикмухаметова сделана серьезная попытка наметить общие теоретические пути осмысления сложных проблем изучения и преподавания в вузах истории литератур народов нашей страны. Обозревая то, что было сделано в этой области, авторы сознают и показывают те трудности, которые стоя перед нашей литературной наукой в создании курса «Литературы народов СССР». Преодолеть эти трудности мы должны, но как? Каким путем следует идти, чтобы программа курса в теоретическом и методическом отношении отвечала современным научным требованиям?

Статья С. Исакова привлекает четкостью своих построений, опорой на конкретный опыт преподавания истории литератур народов СССР в ряде университетов страны. По его мнению, надо положить в основу единого курса принципы историко-литературного построения, где все литературы рассматривались бы «комплексно», по периодам и историко-типологическим общностям, учитывая при этом строгий отбор литературных фактов для характеристики каждого периода, привлекая лишь главные, «исторически наиболее значительные явления, которые характеризуют какую-то важную особенность историко-литературного процесса данной эпохи». Можно согласиться и с предлагаемым им решением сложного, недостаточно разработанного вопроса о периодизации литератур наших народов. Здесь намечаются три основных периода или этапа: 1) древняя и средневековая словесность, а также литература переходного периода (до конца XVIII века), 2) новая литература (XIX – начало XX века) и 3) советская литература.

Важно здесь то, что С. Исаков указывает пути рассмотрения в рамках каждого из названных периодов больших историко-типологических общностей или групп литератур, в развитии которых наблюдается много общих черт.

Цитировать

Ларченко, М. Начинать с хорошей программы / М. Ларченко // Вопросы литературы. - 1977 - №10. - C. 103-104
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке