№12, 1959/Дневник литератора

О рукописном наследии писателей

Рукописные фонды писателей – богатейшая сокровищница веками накопленного опыта по выработке методов и приемов писательского мастерства, напряженных поисков совершенной художественной формы, борьбы за чистоту и выразительность языка. Глубокое изучение и освоение этого опыта не может не оказать поистине живительного и плодотворного воздействия на все развитие искусства социалистического реализма.

К сожалению, еще и сейчас распространено мнение, что рукописи писателей-классиков, особенно черновые, это музейные реликвии, лишь иногда выставляемые для благоговейного созерцания. Но нельзя не видеть, что прежде всего это большие духовные ценности, в которых запечатлен широкий и богатый мир реальной жизни прошлого – та жизненная правда, которая помогает нам раскрыть и понять типические черты эпохи и ее героев. Объективная ценность черновых редакций, планов и набросков состоит в том, что они дают возможность восстановить картину развития первоначального замысла писателя, уточнения характеров и судеб героев, мотивов их действий, то есть проследить тот путь, которым шел художник к вершинам своего мастерства. История создания произведения предстает перед нами как этапы вдохновенного труда автора, «вживающегося» в свой замысел и напряженно ищущего наиболее совершенной художественной формы для его выражения. Именно поэтому эта творческая история становится познаваемой во всей ее конкретности, во всей глубине ее идейного содержания и эстетической значимости. Критическое освоение и обобщение творческого опыта мастеров слова может оказать плодотворное воздействие также и на развитие нашей литературной, науки.

Собиранию и хранению архивных документов Коммунистическая партия и Советское правительство всегда придавали большое значение. Уже в июне 1918 года В. И. Ленин подписал декрет «О реорганизации и централизации архивного дела». В последующие годы был принят ряд правительственных актов по архивному строительству, положивший в его основу централизацию как всего архивного дела, так и каждого отдельного фонда. За сорок лет в нашей стране сложилась научно-обоснованная система архивных учреждений, которая не только обеспечивает полную сохранность богатейшего фонда документов, но и создает все необходимые условия для широкого и всестороннего использования их.

Архивы писателей-классиков и писателей советского периода хранятся сейчас главным образом в Центральном государственном архиве литературы и искусства СССР (ЦГАЛИ), рукописных отделах некоторых библиотек, в литературных архивах и музеях. По своему содержанию это фонды мирового значения: наряду с различными документами личных архивов в них хранятся бесценные рукописи и письма таких корифеев литературы, как Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Некрасов, Белинский, Чернышевский, Герцен, Тургенев, Достоевский, Салтыков-Щедрин, Чехов, и многие, многие другие. Здесь же сосредоточены архивные документы, рукописи и письма советских писателей – Маяковского, Фурманова, Серафимовича, Фадеева, Новикова-Прибоя, Вишневского, Макаренко.

Однако организация дела хранения, изучения и публикации рукописного наследия писателей не может удовлетворить самые скромные требования. В то время, как для архивов, подчиненных Главному архивному управлению МВД СССР, руководящим принципом хранения документов является принцип «недробимости архивных фондов» и материалы каждого отдельного фонда хранятся только в одном месте, – документы органически единых архивных фондов писателей, как правило, разрознены, хранятся в нескольких местах, причем даже рукописи одного писателя нередко разбросаны не только по разным городам Союза, но и по разным хранилищам и научным учреждениям одного города.

Так, например, материалы архива Лермонтова одновременно хранятся в Институте русской литературы (Пушкинский дом), в Государственной публичной библиотеке имени М. Е. Салтыкова-Щедрина, Центральном государственном архиве литературы и искусства СССР, в Государственной библиотеке СССР имени В. И. Ленина, Государственном литературном музее, в Музее М. Ю. Лермонтова.

Сохранившиеся рукописные материалы, относящиеся к «Запискам охотника» Тургенева, частью находятся в Ленинграде (рукописные отделы Пушкинского дома и Библиотеки имени М. Е. Салтыкова-Щедрина), частью в Москве (ЦГАЛИ и Библиотека Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова).

Рукописи Чехова только в Москве разбросаны по нескольким хранилищам (Библиотека имени В. И. Ленина, ЦГАЛИ, Литературный музеи, Музей МХАТ имени Горького и др.), кроме того, они хранятся в Ленинграде, Таганроге и Красноярске. Рукописные материалы, относящиеся к одному произведению, находятся в разных архивах и разных городах. Например, черновой автограф «Острова Сахалина» хранится в Библиотеке имени В. И. Ленина, первая же страница этого автографа – в ЦГАЛИ, а отдельные отрывки беловой рукописи – в архиве Красноярска.

Не собраны в одном хранилище рукописи и письма Достоевского: тетради с черновыми записями и первыми редакциями романа «Преступление и наказание» находятся в ЦГАЛИ, рукописи некоторых глав, частично также относящиеся к ранним редакциям романа, – в Библиотеке имени В.

Цитировать

Григоренко, В. О рукописном наследии писателей / В. Григоренко // Вопросы литературы. - 1959 - №12. - C. 180-185
Копировать