№8, 1984/Жизнь. Искусство. Критика

О роли критики (Речь на Первом всесоюзном съезде советских писателей)

Товарищи, от начала русской письменности до «Литературных мечтаний» Белинского прошло времени неизмеримо больше, чем от Октябрьской революции до Первого съезда советских писателей. И однако, Белинский был прав, когда в 1834 году писал, что «у нас нет литературы». Но прав и наш съезд, когда утверждает, собственно говоря – просто констатирует, что у нас есть своя, советская художественная литература – разноплеменная, если употребить выражение Алексея Максимовича, разноязычная, но не разноголосая.

Советская литература, на каких бы языках она ни существовала и какими бы национальными чертами ни характеризовалась, имеет общие идейные и художественные, ее определяющие, ведущие черты. Советская литература властно заняла свое особое, специфическое место во всей мировой литературе. И если в один день получаешь несколько вырезок из заграничной печати и одна показывает, что о советском писателе пишут в Лондоне, другая – что о другом советском писателе пишут в Америке, а третья – что о третьем пишут в Австралии, то все это свидетельствует о том, что мы шагнули далеко вперед. Дореволюционная русская литература, даже классического периода, не имела такого влияния, не имела такого размаха и, стало быть, не имела такого воздействия на другие страны, как советская дооктябрьская литература. Это влияние следует прежде всего отнести к тематике нашей литературы. Алексей Максимович пояснил специфические особенности нашей тематики: труд, социалистическое строительство, показ героев труда. Это все нашей советской литературой уже дано. Это относится, далее, и к художественной подаче материала. Речь идет о социалистическом реализме, который, пожалуй, если говорить о советской литературе в целом, еще не совсем дан, но уже твердо задан.

Несомненно, что коренным условием бытия советской литературы явилась Октябрьская революция. Ленин когда-то говорил, что ни о каком развитии культурной революции масс нельзя и думать, кока пролетариат не взял государственную власть. Октябрьская революция явилась тем условием, благодаря которому мы и собрались здесь. Тем, что мы собрались здесь, мы обязаны пролетарской Октябрьской революции, вооруженному рабочему классу, той партии, которая направляла волю и действие рабочего класса.

В свое время Плеханов говорил, что состояние умов данной эпохи определяется не только бытием этой эпохи, но и состоянием умов предшествующей эпохи. Это имеет отношение не только к философии, но и к художественной литературе. Это означает не только и не просто пассивную связь времени, ибо в эпоху империализма и пролетарских революций распалась в известном смысле «связь времен», – пролетарская революция не только связывает старое с новым, но создает, творит это новое. Плехановское положение должно означать активное критическое усвоение наследия классической литературы.

Указывая на портреты классиков, пионеры в этом зале говорили, обращаясь к писателям: «Пашите, как писали они». Я думаю, что к этому нужно добавить: но не эпигонствуйте, не копируйте, не повторяйте буквально, не списывайте, как в свое время обучали списывать с прописей. Ибо недалеко бы ушла советская наука и советская философия, если бы наши советские «собственные Платоны и острые разумом Невтоны» открывали лишь то, что в свое время было уже открыто Ньютоном, и повторяли только то, что в свое время говорил Платон.

Это касается не только тематики, но и художественной формы. Социалистический реализм не есть старый, буржуазный, для своего времени весьма ценный, критический реализм. Это разъяснения Алексея Максимовича. Об этом теперь, уже по его следам, написано изрядно. Не нужно копировать, не нужно списывать и переписывать классиков, а нужно у классиков учиться мастерству. У классиков было мастерство, и не только мастерство слова, но в мастерство мысли.

Цитировать

Луппол, И. О роли критики (Речь на Первом всесоюзном съезде советских писателей) / И. Луппол // Вопросы литературы. - 1984 - №8. - C. 42-46
Копировать