№6, 1972/Зарубежная литература и искусство

Новый журнал венгерских литераторов

У венгерской социалистической литературы за ее более чем полувековую историю было, много печатных органов. И вот с февраля 1972 года у нее появился новый и, судя но двум вышедшим номерам, обещающий быть долгожителем, журнал «Критика». На обложке первого номера нового «культурно-политического и критического» журнала помещен неизвестный фотопортрет Эндре Ади – поэта, стоящего у истоков прогрессивной венгерской литературы XX века. Во втором, мартовском номере «Критики» центральный разворот отдан Шандору Петефи – к 150-летию великого поэта готовится мировая общественность.

Отдав дань уважения и любви родоначальникам прогрессивной венгерской литературы, журнал заявляет о себе как о боевом, думающем прежде всего о сегодняшнем и завтрашнем дне венгерской культуры, издании. Об этом прямо говорится в «Обращении к читателю», где сформулирована позиция журнала: «Под критикой мы понимаем марксистскую критику; по мере наших сил и способностей мы стремимся осуществить в своей работе требования марксистской эстетики».

Редакция журнала, возглавляемая видным критиком и историком литературы профессором Будапештского университета Палом Панди, справедливо сочла нужным с первой же страницы заявить о своих исходных методологических позициях. «Под реализмом, – говорится в «Обращении к читателю», – мы понимаем не просто стилевое направление, не просто «стиль эпохи». Мы видим в реализме основную определяющую категорию марксистской эстетики, неразрывно связанную с материалистической теорией познания, с сутью диалектического метода творчества…

Отсюда следует, что социалистический реализм является для нас отнюдь не политической категорией престижа, как об этом трубят буржуазные противники марксизма, а реализмом эпохи строительства социализма, закономерным этапом в художественном развитии человечества… «

Как же на практике осуществляется заявленная в «Обращении к читателю» программа? Полистаем два первых номера «Критики», – в отличие от издававшегося прежде журнала с таким же названием, он по формату дуть больше нашего журнала «За рубежом».

С первого же номера журнала редакция обращается к важнейшим проблемам культуры современной Венгрии. Не случайно номер открывается статьей Первого секретаря ЦК ВСРП Я. Кадара, который выступает со своими воспоминаниями о недавно умершем известном писателе Петере Вереше. Тот факт, что руководитель венгерских коммунистов пишет о крестьянском писателе Вереше как о художнике нового типа, который «чувствовал свою причастность ко всему, что происходило вокруг него в стране», знаменателен: литературе и искусству в жизни современной социалистической Венгрии партия придает огромное значение.

Проблемы литературы и искусства, их общественную роль журнал освещает в разных Жанрах и на разнообразном Материале отечественной и зарубежной культуры. Критическая оценка состояния сегодняшней венгерской и зарубежной культуры с позиций социалистического гуманизма – такова основная задача журнала.

Радует стремление «Критики» найти свой особый журнальный стиль. Материалы многообразны по жанру – здесь и серьезные, аналитические статьи критиков (в первом номере это статья Д. Рожа о принципиальности в художественной критике), и короткое, но яркое интервью с К.

Цитировать

Гершкович, А. Новый журнал венгерских литераторов / А. Гершкович // Вопросы литературы. - 1972 - №6. - C. 109-110
Копировать