№5, 2022/Синтез искусств

Нескромное обаяние «Эксцентризма» К столетию манифеста ФЭКСа

Скандал и его последствия

В мае 1922 года в Петрограде была издана небольшая брошюра в 16 страниц под названием «Эксцентризм»1, авторами которой на обложке издания значились Григорий Козинцов (Козинцевым он стал позже), Георгий Крыжицкий, Леонид Трауберг и Сергей Юткевич. Сборник программных текстов основателей творческого объединения ФЭКС2 стал полноценным, печатно оформленным литературным вариантом провозглашенного ранее в устной форме скандального «Манифеста эксцентрического театра»3. Как известно, первое публичное «заявление патента» на эксцентризм будущими фэксами состоялось 5 декабря 1921 года перед началом диспута «Об эксцентрическом театре» на Садовой улице, где в «Доме с четырьмя колоннадами» располагался петроградский театр «Вольная комедия» (им, как и Театром Народной комедии, руководил известный режиссер К. Марджанов). В этой нашумевшей дискуссии участвовало пока еще «трио эксцентриков»: Козинцов, Крыжицкий и Трауберг; Сергея Юткевича, присоединившегося к ним уже на этапе создания сборника, во время диспута в Петрограде не было (он, как отмечает Н. Изволов, был привлечен к ФЭКС позднее и, «видимо, не без участия Крыжицкого» [Изволов 1990: 177]).

Как проходил сам диспут, известно по немногочисленным печатным отзывам4 и не слишком подробным позднейшим воспоминаниям его участников: самих фэксов, Виктора Шкловского и др. Текст «Манифеста» прочел молодой артист Вольной комедии и будущий детский писатель Михаил Туберовский, упомянувший этот факт в своих мемуарах [Туберовский 2000]. Наиболее подробно событие описывает Георгий Крыжицкий, который, вероятно, и проявил инициативу по его организации, поскольку уже имел опыт такого рода выступлений при содействии Николая Евреинова. Крыжицкий пишет:

Идея театрального диспута-скандала увлекла Евреинова, и он согласился быть председателем этого необыкновенного собрания театралов <…> Н. Евреинов озаглавил свой вступительный доклад на этом диспуте «Скандал как фактор развития искусства», в котором с академической эрудированностью поведал о театральных скандалах всех времен и народов. Мое выступление представляло собой, помнится, вариант евреиновской монодрамы: я предлагал наглядно демонстрировать внутренний мир персонажей, насыщающие их внутренний мир образы. Два других юных докладчика с беспощадной непримиримостью обрушились на старый театр, предлагая разрушить его до основания, чтобы на развалинах построить свой, новый театр. С неис­товым негодованием парировало наши удары большинство оппонентов. Говорили, вернее, кричали В. Шкловский, Н. Петров, К. Миклашевский, А. Мгебров… [Крыжицкий 1976: 209–210]

В такой обстановке, согласно газетному отзыву, «группа очень молодых, но также очень развязных людей провозгласила принципы «Театра наоборот», «театра вверх ногами»» [Эмир 1921: 5] (очевидно, автору особенно запомнились эти яркие образы-идеи из доклада Георгия Крыжицкого). А прямым результатом «претенциозного диспута об эксцентрическом театре»5 стало решение заявившего о себе трио создать собственную студию, получившую вполне цирковое имя — «ФЭКС», то есть «»Фабрика эксцентризма», или по иной расшифровке, — «Фабрика эксцентрического актера», оно же — «Депо эксцентриков»» [Крыжицкий 1976: 210]. Причем решение это реализовалось достаточно быстро и в конкретной форме: уже в январе был получен официальный статус студии при петроградском Пролеткульте, а затем было выделено и помещение. «Каким-то чудом, — вспоминает Г. Крыжицкий, — нам удалось получить помещение на Казанской улице, с хорошим залом для занятий <…> Если диспуту мы предпослали «Манифест эксцентриков», то открытию «Депо» предшествовал выход сборника статей «Эксцентризм» в 1922 году» [Крыжицкий 1976: 210]. 15 июня прошел первый отбор желающих, а 9 июля состоялось первое занятие мастерской — ФЭКС заработал.

Такова история появления сборника, но прежде чем перей­ти к его анализу, отметим, что эксцентризм как творческий метод появился на театральной сцене Петрограда задолго до фэксов и развивался до и параллельно с ними в творчестве целого ряда левых режиссеров: Ю. Анненкова, С. Радлова, Н. Евреинова, Н. Петрова, А. Таирова, Н. Фореггера и других##Ю. Анненкова и Н.

  1. Место издания обозначено как «Эксцентрополис (бывш. Петроград)».[]
  2. ФЭКС — Фабрика эксцентричного актера (1922–1926).[]
  3. Машинописный вариант «Манифеста» хранился в архиве Г. Козинцева, текст в полторы страницы был впервые опубликован в 1990-м в «фэксовском» номере «Киноведческих записок» В. Козинцевой и Я. Бутовским [Манифест… 1990].[]
  4. Их общая тональность отражена в заголовке заметки на страницах газеты «Жизнь искусства» — «Кому это надо?» [Эмир 1921][]
  5. Таким образом упомянут диспут в рецензии за подписью Б. Х. (очевидно, Б. Харитон) на книгу Г. Крыжицкого «Философский балаган. Театр наоборот» (см.: [Б. Х. 1922]).[]

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №5, 2022

Литература

Антология авангардистских приказов и декретов 1917–1924 годов / Под ред. А. Россомахина. СПб.: Европейский ун-т в Санкт-Петербурге, 2019.

Б. Х. <Б. н.> // Еженедельник Петроградских государственных академических театров. 1922. № 3. С. 51–52.

Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 тт. Т. 2. M.: Русский язык, 1979.

Изволов Н. А. ФЭКС и «Красная газета» // Киноведческие записки. 1990. № 7. С. 176–182.

Карасик И. Манифест в культуре русского авангарда // Поэзия и живопись: Сб. трудов памяти Н. И. Харджиева / Под ред. М. Мейлаха и Д. Сарабьянова. М.: Языки русской культуры, 2000. С. 129–138.

Козинцев Г. М. Глубокий экран // Козинцев Г. М. Собр. соч. в 5 тт. Т. 1 / Под ред. С. Герасимова и др. Л.: Искусство, 1983. С. 18–356.

Крыжицкий Г. Дороги театральные. М.: ВТО, 1976.

Луначарский А. В. Собр. соч. в 8 тт. Т. 3 / Под ред. И. Анисимова и др. М.: Художественная литература, 1964.

Манифест летучей федерации футуристов // Газета футуристов. 1918. 15 марта. С. 1.

Манифест эксцентрического театра / Под ред. В. Козинцевой и Я. Бутовского // Киноведческие записки. 1990. № 7. С. 73–74.

Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., доп. М.: ООО «ИТИ Технологии», 2006.

От балагана до Шекспира. Хроника театральной деятельности Г. Козинцева / Под ред. В. Козинцевой и Я. Бутовского. СПб.: Дмитрий Буланин, 2002.

Пронин А. Бумажный Вертов / Целлулоидный Маяковский. М.: НЛО, 2019.

Радлов С. «Любовь и золото» (к премьере театра Народной комедии) // Жизнь искусства. 1921. 26–27 января. С. 1.

Радлов С. К пятилетию гостеатров // Жизнь искусства. 1923. 27 февраля. С. 8.

Сарабьянов Д. Малевич и искусство первой трети ХХ века // Искусство. 1988. № 11. С. 34–38.

Театральный Октябрь: Сборник / Под ред. А. Гвоздева, В. Мейерхольда и др. Л.–М.: Театральный Октябрь, 1926.

Туберовский М. Рассказы петербургского гимназиста // Люди и судьбы на рубеже веков: Воспоминания. Дневники. Письма: 1895–1925 / Под ред. А. Бонитенко и др. СПб.: Лики России, 2000. С. 94–145.

Формовариатор. <Б. н.> // Зрелища. 1922. № 1. С. 13.

Шкловский В. О рождении и жизни ФЭКСов // Недоброво В. ФЭКС. Григорий Козинцов. Леонид Трауберг. М.–Л.: Кинотеапечать, 1928. С. 3–6.

Эксцентризм. Эксцентрополис (бывш. Петроград): 5-я гос. тип., 1922.

Эмир. Кому это надо? // Жизнь искусства. 1921. 13 декабря. С. 5.

Цитировать

Пронин, А.А. Нескромное обаяние «Эксцентризма» К столетию манифеста ФЭКСа / А.А. Пронин // Вопросы литературы. - 2022 - №5. - C. 193-208
Копировать