№8, 1971/Зарубежная литература и искусство

Несколько слов в заключение

Мне кажется, что в ходе нашего разговора выявилась общность концепции венгерских и советских критиков. Общность состоит в том, что они верят в будущее романа, отчетливо видят возможности его развития.

Чем продиктована эта вера?

Быть может, тем опытом развития романа, который накоплен за последние полтора десятилетия. Это было время нового интенсивного развития социалистического реалистического романа, который выдвинул не один положительный пример для мировой литературы.

Другой вопрос, что в суждениях о романе иногда слышится тревога за его настоящее и будущее; случается, что теоретики романа стремятся удержать этот жанр в нынешних рамках, словно бы представления о романе, бытующие в наши дни, окончательны. Мы знаем, какой ущерб будущему роману способны принести эти догматические воззрения.

Роману не сулят будущего и те теории, которые пропагандируют сторонники «нового романа». Они суживают роман, считая его зеркалом то «человека без мира», то «мира без человека». Они находят современный роман куда более мелким, более поверхностным явлением, чем роман классиков. Им кажется, что современный роман вообще не способен к реализму.

А ведь все-таки в наши дни истинный расцвет романа был расцветом реализма, – ведя диалог с нашей действительностью, романисты с особой свежестью воспринимали и воплощали то, что в ней происходило.

Стремясь обобщить теорию романа, мы не можем оставить без внимания этот фактор. Иначе наши утверждения останутся чистой абстракцией, не помогающей увидеть истинный путь развития романа и объяснить происходящие в нем изменения.

Теоретики «нового романа» видят в приверженности к реализму связанность рамками традиционного романа. Однако мы знаем, что романисты, стоящие на позициях реализма, оказываются более радикальными новаторами, чем создатели «нового романа». И это новаторство важно для нас, оно доказывает, что социалистический романист и сегодня способен идти в первых рядах в процессе познания и изменения действительности.

Количество новой информации, которую можно почерпнуть в современном романе, тоже значительно. Иногда роман в этом смысле опережает даже науку, репортаж.

Цитировать

Диосеги, А. Несколько слов в заключение / А. Диосеги // Вопросы литературы. - 1971 - №8. - C. 112-115
Копировать