№5, 2016/Публикации. Воспоминания. Сообщения

Неопубликованная работа Б. Бухштаба о поэтике Щедрина

Имя замечательного историка русской литературы XIX века, автора классических работ о Фете, Некрасове, Лескове и Щедрине Бориса Яковлевича Бухштаба (1904-1985) хорошо известно филологам-русистам. Начинал он в 1920-е годы как «младоформалист», ученик Б. Эйхенбаума и Ю. Тынянова, аспирант и сотрудник ленинградского Института истории искусств. После смерти Бухштаба, в конце 1980-х -1990-х годах, были опубликованы его ранние работы о Мандельштаме, Пастернаке, Хлебникове и Вагинове, представившие его как первоклассного знатока и исследователя русской поэзии ХХ века с большим вкусом к теоретическим проблемам1.

С начала 1930-х годов Бухштаб по понятным причинам сосредоточился на изучении русской литературы XIX века и стал писать в «позитивистской», так сказать, манере, ничуть не утратив, однако, остроты восприятия литературы и филологической культуры, привитых ему учителями.

Ныне научное наследие Бухштаба в основном издано. Это, разумеется, не исключает того, что в архиве ученого, хранящемся в Отделе рукописей Российской Национальной библиотеки в Петербурге и не введенном еще по-настоящему в научный оборот, имеются важные и интересные — и не только в биографическом плане — материалы. Внимание писавших о Бухштабе после его смерти привлекал по преимуществу его формалистический период2, но, по нашему убеждению, очень интересен и далеко еще не изучен и не исчерпан и Бухштаб-«позитивист». В данной заметке мы хотели бы остановиться на его большой работе «Кличка в сатире Щедрина», которая по сей день остается неопубликованной3.

Салтыков-Щедрин принадлежал к числу любимых писателей Бухштаба. «Очень любил Б. Я. Салтыкова-Щедрина и время от времени его цитировал», — вспоминал В. Баевский [Баевский: 395]. Несколько опубликованных Бухштабом статей о творчестве Щедрина принадлежат к лучшим страницам всей мировой «щедринианы». После войны он намеревался писать докторскую диссертацию о Щедрине-художнике, но потом в силу разных обстоятельств от этого намерения отказался (см. ниже). Нам, однако, неизвестны какие-либо упоминания в печати о работе Бухштаба «Кличка в сатире Щедрина».

История написания этой работы восстанавливается по переписке Бухштаба с крупнейшим историком русской общественной мысли и революционного движения XIX века Борисом Павловичем Козьминым (1888-1958), с которым его связывали очень хорошие отношения.

21 июня 1939 года Козьмин сообщил Бухштабу, что московский Институт мировой литературы, в котором он тогда работал, готовит сборник, посвященный творчеству М. Салтыкова-Щедрина, и пригласил своего ленинградского коллегу участвовать в этом сборнике4. В ответном письме Бухштаба от 3 июля 1939 года читаем: «Работа по стилю Щедрина, которой я занялся, посвящена теме частной, но, по-моему, существенной для понимания художественной структуры щедринской сатиры. Условное название: «Клички и прозвища в сатире Щедрина»» (Ф. 520. К. 43. Д. 23. Л. 28). 7 июля 1939 года Козьмин писал Бухштабу: «Вашу работу по Щедрину я включаю в план нашего сборника» (Ф. 1341. Д. 834. Л. 4). Через некоторое время с ним был заключен договор, и менее чем за год Бухштаб подготовил работу объемом более 6 печатных листов, значительно превысив предусмотренные договором размеры. Очевидно, что он уже ранее работал над этой темой — едва ли было возможно в столь короткий срок скрупулезнейшим образом изучить и проанализировать огромный корпус текстов Щедрина, составивших 20 томов его Полного собрания сочинений. 11 июля 1940 года Бухштаб сообщал Козьмину: «Статью о кличках у Щедрина я закончил. Завтра сдаю ее машинистке» (Ф. 520. К. 43. Д. 23. Л. 43). В письме от 30 июля 1940 года Козьмин замечал не без юмора: «Статью Вашу я получил, буду читать ее первым. Ее размеры произвели на меня потрясающее впечатление» (Ф. 1341. Д. 834. Л. 15). 20 октября 1940 года он сообщал Бухштабу: «Вашу статью о Щедрине прочитали Мещеряков и я <…> Серьезных и существенных возражений ни у меня, ни у Мещерякова нет. Смущают размеры»5 (Ф. 1341. Д. 834. Л. 16). Возможно, что в процессе редактирования статья была несколько сокращена. 28 февраля 1941 года Козьмин писал Бухштабу: «Жду от Вас посланный Вам экземпляр Вашей статьи о Щедрине» (Ф. 1341. Д. 834. Л. 19). 12 марта 1941 года Бухштаб отвечал: «Посылаю Вам статью о Щедрине с исправлениями» (Ф. 520. К. 43. Д. 24. Л. 5). 27 апреля 1941 года Козьмин информировал его: «Не писал Вам в ожидании окончательного решения вопроса о нашем сборнике. В ближайшие дни он идет в РИСО Академии Наук, а оттуда в издательство» (Ф. 1341. Д. 834. Л. 26).

Война помешала выходу в свет этого издания. В одном из писем 1943 года Бухштаб, находившийся тогда в эвакуации в Тобольске, осведомлялся у Козьмина: «Очень интересуюсь судьбами щедринского сборника» (Ф. 520. К. 43. Д. 24. Л. 13). Сборник этот так никогда и не увидел света. Вернувшись в Ленинград, Бухштаб писал Козьмину 14 июля 1945 года: «Насчет книги о Щедрине («Художественные принципы сатиры Щедрина») мечтаю, возможностей осуществления не вижу <…> Собираюсь подать в докторантуру Академии, но кажется, для меня это безнадежно» (Ф. 520. К. 43. Д. 24. Л. 15). В начале 1946-го Бухштаб был, однако, оформлен докторантом ИРЛИ и тема его докторской диссертации была обозначена как «Художественные принципы сатиры Щедрина».

Докторантура не освобождала Бухштаба от службы (с 1946 года он состоял доцентом Библиотечного института, до того много лет прослужил в Публичной библиотеке), и работа над диссертацией, по-видимому, шла очень медленно. 19 августа 1948 года он писал одному из своих учителей и старшему другу Ю. Оксману: «Диссертация моя никак не может выйти из стадии планов и сбора материала. Сейчас она мерещится мне под заглавием «Сатирическая фантастика в сатире Щедрина»» [РГАЛИ. Ф. 2567… Л. 1]. Помимо перегруженности, Бухштабу, несомненно, мешала писать диссертацию общая обстановка в стране и в литературной науке, стремительно ухудшавшаяся в эти годы в связи со сталинскими идеологическими кампаниями. На это он намекал в письме к Оксману от 14 сентября 1948 года: «Вас смутил проект заглавия моей диссертации; меня, по тем же причинам, смущает проект всей диссертации, от начала до конца» [РГАЛИ. Ф. 2567… Л. 2]. Наконец, 22 июня 1949 года Бухштаб сообщал Оксману: «Я благополучно ушел из докторантуры «по собственному желанию». Работу о Щедрине решил не продолжать ввиду полной ее «недиссертабельности»»6 [РГАЛИ. Ф. 2567… Л. 14].

Как это ни удивительно, все это время Бухштаб, по-видимому, не располагал завершенным машинописным текстом своей работы 1940 года. 4 июля 1955 года он писал Козьмину: «Перед войной я посылал Вам 2 экземпляра статьи «Кличка в сатире Щедрина» для несостоявшегося щедринского сборника. У меня не сохранилось экземпляра <…> Нельзя ли было бы разыскать ее, если она сохранилась, и переправить мне?» (Ф. 520. К. 43. Д. 24. Л. 46) [.] По всей вероятности, после этого обращения Козьмин прислал Бухштабу сохранившийся у него первоначальный вариант работы.

Что же представляет собой исследование Бухштаба «Кличка в сатире Щедрина»?7 Приступая к нему, автор констатировал отсутствие в существующей литературе сколько-нибудь развернутых и углубленных анализов поэтики и стиля Щедрина: «Стиль Щедрина — вообще область, слабо затронутая наукой»8 (Ф. 1341. Д. 336. Л. 7). Разумеется, он использовал ценные наблюдения предшествующих авторов, в частности В. Гиппиуса и Б. Эйхенбаума, хотя с первым порой и полемизировал.

«Кажется, единственным твердо установленным принципом считается употребление «эзоповского языка», понимаемого как вынужденный обход запрещенной цензурой прямой речи <…> — писал Бухштаб. — Дальше эта тема не развивается, и читатель остается при впечатлении, что словесное искусство Щедрина есть, собственно говоря, искусство обманывать цензуру, а художественное наслаждение его творчеством сродни наслаждению расшифровкой криптограмм»## В другом месте, говоря о цензуре, Бухштаб указывал, что цензоры пореформенного времени далеко не всегда были недалекими и невежественными людьми, и замечал: «Роль щедринского иносказания в борьбе с цензурой должна быть сводима не столько к обману цензоров, сколько к обходу цензурных правил, к тому, чтобы не давать формальных оснований для преследования» (Ф.

  1. Эти работы собраны в кн.: [Бухштаб 2000: 255-352].[]
  2. См., в частности: [Письма…], [Савицкий]. Едва ли не единственным исключением является здесь статья: [Егоров]. []
  3. Выражаю глубокую благодарность научному сотруднику Отдела рукописей РНБ М. Свиченской за содействие в работе над рукописным наследием Бухштаба.[]
  4. [ОР РНБ. Ф. 1341. Д. 834. Л. 3]. В дальнейшем все ссылки на фонды Отдела рукописей РНБ ([ОР РНБ. Ф. 1520], [ОР РНБ. Ф. 1341]) даются в тексте в круглых скобках.[]
  5. Николай Леонидович Мещеряков (1865-1942) — соредактор сборника ИМЛИ о Салтыкове-Щедрине, старый большевик, автор работ о «революционных демократах».[]
  6. В 1963 году Бухштаб защитил в Ленинградском университете докторскую диссертацию «Русская поэзия 1840-1850-х годов».[]
  7. Наше конспективное изложение работы Бухштаба отнюдь не претендует охватить все многообразие ее содержания и детали аргументации.[]
  8. К этому месту автором от руки сделано примечание: «Статья написана до выхода книги Я. Е. Эльсберга «Стиль Щедрина». Появление этой книги, впрочем, не меняет утверждений настоящей статьи». В опубликованной тогда же рецензии Бухштаб давал уничтожающую оценку книги Я. Эльсберга, указывая, что она представляет собой набор общих мест и сомнительных тезисов и науке «дает крайне мало». См.: [Бухштаб 1941]. Почему-то о Салтыкове-Щедрине часто писали люди, которые могли бы быть его героями: Д. Заславский, Я. Эльсберг, В. Кирпотин, А. Бушмин.[]

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №5, 2016

Литература

Баевский В. С. Я не был лишним. Воспоминания о Б. Я. Бухштабе // Russian Studies. 1996. Т. II. № 1. С. 389-417.

Бухштаб Б. Рец.: Я. Эльсберг. Стиль Щедрина. М., 1940 // Звезда. 1941. № 1. С. 183-185.

Бухштаб Б. Я. Сказка Щедрина «Верный Трезор» // Вестник ЛГУ. 1951. № 3. С. 42-51.

Бухштаб Б. Я. Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина. Л., 1962.

Бухштаб Б. Я. От пародии к сатирической сказке. История одного замысла Щедрина // Жанр и композиция литературного произведения. Петрозаводск: ПГУ, 1978. С. 39-57.

Бухштаб Б. Я. Литературоведческие расследования. М.: Современник, 1982.

Бухштаб Б. Я. Эзопов язык у Некрасова // Бухштаб Б. Я. Н. А. Некрасов. Проблемы творчества. Л.: Советский писатель, 1989. С. 151-174.

Бухштаб Б. Я. Фет и другие. Избранные работы / Сост., вступ. ст., подгот. текста М. Д. Эльзона при участии А. Е. Барзаха. СПб.: Академический проект, 2000.

Гаспаров М. Л. Записи и выписки. М.: НЛО, 2001.

Егоров Б. Ф. Б. Я. Бухштаб — некрасовед // Бухштаб Б. Я. Н. А. Некрасов. Проблемы творчества. С. 343-348.

Огрызко Вяч. Страх искоренил стыд // Литературная Россия. 2011. 2 декабря.

ОР РНБ. Ф. 520. К. 43. Д. 23, 24.

ОР РНБ. Ф. 1341. Д. 336, 359-560, 834.

Письма Л. Я. Гинзбург Б. Я. Бухштабу / Публ. Д. В. Устинова // Новое литературное обозрение. 2001. № 3 (49). С. 325-386.

Примечания // Салтыков-Щедрин М. Е. Собр. соч. в 20 тт. Т. 11. М.: Художественная литература, 1971. С. 519-639.

РГАЛИ. Ф. 2567. Оп. 1. Д. 361.

РГАЛИ. Ф. 2835. Оп. 1. Д. 222.

Савицкий С. «Живая литература фактов»: Спор Л. Гинзбург и Б. Бухштаба о «Лирическом отступлении» Н. Асеева // Новое литературное обозрение. 2008. № 1 (89). С. 8-37.

Эльзон М. Д. «Вне моды» // Бухштаб Б. Я. Фет и другие. Избранные работы. С. 5-22.

Цитировать

Каганович, Б.С. Неопубликованная работа Б. Бухштаба о поэтике Щедрина / Б.С. Каганович // Вопросы литературы. - 2016 - №5. - C. 278-297
Копировать