№4, 1965/Литературная жизнь

Некрасов и современность

Известно, что Некрасов горячо любил родные волжские места. В частности, поэт неоднократно приезжал в Кострому и ее окрестности, дружил с костромскими крестьянами и посвящал им проникновенные строфы в своих произведениях. «Славен город Кострома», – писал Некрасов в поэме «Коробейники», сюжет которой полностью основывался на костромских материалах. «Русской Венецией» называл Некрасов живописную деревеньку Малые Вежи, дома в которой были на сваях, так как вешние воды затопляли улицы. Именно здесь Некрасов познакомился со своим будущим героем – дедом Мазаем. При строительстве Большой Волги Малые Вежи затоплялись и поэтому костромичи перенесли редкие свайные постройки на берег реки Костромы, создав в областном центре музей деревянного зодчества под открытым небом. В настоящее время многочисленные экскурсанты имеют возможность увидеть «русскую Венецию», побывав в музее-заповеднике народной архитектуры.

В нынешнем году местом для проведения очередной, четырнадцатой, Всесоюзной некрасовской конференции была избрана Кострома. Конференцию организовали и провели Институт русской литературы (Пушкинский дом) Академии наук СССР и Костромской педагогический институт, носящий имя великого поэта.

В Кострому съехались писатели, литературоведы, музейные работники, преподаватели высших учебных заведений из Москвы, Ленинграда, Ярославля, Горно-Алтайска, Иванова, Архангельска, Горького, Петрозаводска, Арзамаса, Уфы… Если выделить то, что было самым главным на конференции, то это, несомненно, проблема изучения мастерства Некрасова-художника, своеобразие и самобытность его поэтики.

Центральным событием конференции было выступление поэта Николая Рыленкова. Он говорил о том, что новаторство Некрасова в области содержания неразрывно сочетается с блистательными открытиями крупного мастера в области формы. Некрасов был великим реформатором русского стиха, и всем своим дальнейшим развитием наша отечественная поэзия обязана автору поэмы «Кому на Руси жить хорошо». И Брюсов, и Блок, и Есенин очень многим обязаны Некрасову, диапазон поэзии которого был необычайно широк. Наряду с мотивами деревенской жизни он любовно воспроизводил музыку города. Некрасов мужественно, без слащавости любил народ и умел о нем говорить все, а не только приятное. Поэт понимал, что «сила с неправдою не уживается…».

Чрезвычайно современно звучит для наших дней некрасовский призыв, обращенный к поэтам: «Форме дай щедрую дань временем: важен в поэме стиль, отвечающий теме. Стих, как монету, чекань строго, отчетливо, честно…»

Николай Рыленков подробно проанализировал произведения Некрасова, которые содержали в себе «зерна» поэтических творений последующих десятилетий. Многие из этих «зерен» дали обильные всходы, но проросли еще далеко не все – можно надеяться на то, что «некрасовский посев» даст обильный урожай и в будущем.

С выступлением Николая Рыленкова перекликалось выступление Е. Осетрова на тему: «Некрасов и поэзия сегодня».

Цитировать

Некрасов и современность // Вопросы литературы. - 1965 - №4. - C. 247-250
Копировать