№9, 1969/Коротко о книгах

Некрасов и его «школа»

Н. Н. Скатов, Поэты некрасовской школы, «Просвещение», Л. 1968, 224 стр.

И термин и проблема некрасовской «школы», как показывает автор первой на эту тему специальной работы, возникли давно, в самый разгар литературной деятельности Некрасова и его поэтического окружения, К «школе» Некрасова Н. Скатов относит «поэтов 60 – 70-х годов, идеологически и художественно наиболее ему близких, испытывавших на себе прямое влияние великого поэта» (стр. 16). Поэты некрасовской «школы», справедливо полагает автор, «более ограничены, чем Некрасов, в своих темах, в поэтическом освоении бытия, но эта сравнительная ограниченность, локальность поэтической площадки предполагает в то же время тщательность разработки своей темы, возможность выявления и заявления своего поэтического я, собственных поэтических открытий» (стр. 169 – 170). Так обосновывается понятие «школы в школе» и выдвигается задача выявления общих принципов некрасовской «школы» в сочетании с индивидуальностью каждого из ее участников – установка, несомненно, правильная и плодотворная.

Помимо общности основ миросозерцания, поэтам некрасовской «школы» (и это определяет характер и построение книги Н. Скатова) свойственна общность в эпической и лирической разработке ряда ведущих тем: народ, революция и революционный подвиг – и жанров: сатира, интимная лирика. Всем этим темам и жанрам Некрасов в рамках «школы» дает толчок, основной образный строй, лейтмотив, эмоциональную интонацию. Поэтому в каждой главе книги муза Некрасова является центральным персонажем, с которым так или иначе соотносятся другие поэты его «школы».

К поэтическому изображению мира народной жизни, наряду с Некрасовым, были причастны М. Михайлов, Л. Трефолев, И. Никитин, С. Дрожжин, И. Суриков. Анализ их творчества под этим углом зрения в книге Н. Скатова по необходимости сжат, эскизен. Тем не менее он подтверждает и наличие «школы», и своеобычность таланта, индивидуальной манеры, а отсюда и неравнозначность мест, занимаемых названными выше литераторами в «поэтической рубрике». Так, на весьма скромном пьедестале стоит Л. Трефолев – «один из самых верных учеников Некрасова» (стр.

Цитировать

Нольман, М. Некрасов и его «школа» / М. Нольман // Вопросы литературы. - 1969 - №9. - C. 232-234
Копировать