№12, 1962/Зарубежная литература и искусство

Наша общественная роль. Перевела Т. Лурье-Гриб

В центре Парижа давно исчезли трамваи. В Варшаве, где нет пока метро, трамвай все еще продолжает служить важным средством сообщения. Может быть, поэтому брошенное одним из наших критиков сравнение литературы с едущим » трамваем прошумело в недавней литературной дискуссии о положении и задачах нашей критики.

Речь шла о том, какое место занимает в этом «литературном трамвае» критик. Автор метафоры, профессор Казимеж Выка, отвел ему место вагоновожатого, явно желая показать, что роль эта не из благодарных. «Ведь не вагоновожатый укладывал рельсы, по которым идет трамвай, – говорит автор, – не вагоновожатый тянул провода, от которых трамвай получает энергию… Тем не менее, когда трамвай приближается к повороту – действительному или воображаемому, – именно на него, на водителя, возлагается вся полнота ответственности».

Однако образ вагоновожатого никого из участников дискуссии не удовлетворил. Критик, по мнению Яна Котта, играет совсем другую, значительно более скромную роль. Он похож скорее на нервного пассажира, который в переполненном трамвае докучает всем своими разговорами и нравоучениями и, наконец, слышит в ответ: «Если не нравится – слазь!»

Но оставим метафоры. Дискуссия выдвинула два существенных вопроса. Первый: что, собственно, представляет собой современная критика? Каковы ее основные задачи?

Мнения по этому вопросу разошлись в двух диаметрально противоположных направлениях. Одни считали, что критика исполняет прежде всего служебную роль – роль посредника между читателем и писателем, роль информатора и эксперта. Другие же, полемизируя с подобным мнением, утверждали, что сущность литературной критики не зависит от этих служебных функций. Анализируемое произведение для нее только повод. Процесс изменения традиционных литературных жанров, слияние «чистой» литературы с философией и моралистикой, которое мы наблюдаем у крупнейших писателей нашего времени, процесс распада сюжета, фабулы и т. п. – все это распространяется и на критику, в том смысле, что стираются грани между критикой и «чистой» беллетристикой. Критический жанр становится одним из видов художественной литературы, жанром литературного эссе.

Иная проблема, обозначившаяся в ходе дискуссии, касалась общественной роли критики. Ее можно сформулировать следующим образом: действительно ли роль критики стала значительнее в польской культурной жизни за последнее время или, наоборот, она сделалась более ограниченной?

Однако прежде, чем представлять здесь позиции участников этого спора, нам придется несколько отклониться в сторону и вкратце познакомиться с польской литературной критикой.

Начнем с традиций. Как самостоятельная литературная область критика появилась в Польше только в начале XIX века. В образовании новой, романтической школы и в ее полемике со старой, классической школой XVIII века она уже сыграла немаловажную роль. С тех пор она неизменно сопутствует всем литературным процессам.

Прежде чем говорить об основных направлениях в современной критике, посмотрим, каково ее положение. Поскольку критика одна из форм литературной деятельности, почти все критики являются членами Союза польских писателей. Что до историков литературы, то они, считая себя учеными, к этому Союзу не принадлежат, разве только, если совмещают оба рода этой деятельности.

Число критиков, состоящих в Союзе писателей, который насчитывает в Польше около 1000 членов, составляет примерно 40 – 50 человек. Наряду с авторами нескольких книг, в Союзе писателей состоят также и те критики, литературный капитал которых определяется более или менее значительным числом журнальных, газетных статей, есть группа начинающих (сейчас их около пятнадцати), систематически печатающихся в литературной периодике, но еще не членов Союза.

Среди литературных, общественно-политических журналов и газет, где печатаются наши критики, преобладают еженедельные издания, затем идут двухнедельные и ежемесячные. Главные центры литературной жизни – Варшава и Краков. Есть и ряд провинциальных городов, например Вроцлав, Познань, Люблин, имеющих свою литературную периодику или ежедневные газеты с воскресными литературными приложениями и т. п.

Возможности издания критических книг за последние годы несколько сократились. После войны издательства охотно печатали, например, сборники рецензий и статей, теперь же выпустить подобный сборник значительно труднее. Издательства предпочитают ныне выпускать книги, которые хотя бы в известной мере включают новые, а не публиковавшиеся ранее статьи. Как правило, тиражи книг и сборников, написанных критиками, колеблются от 2000 до 5000 экземпляров. В последнее время у нас издается около полутора десятков такого рода книг в год. Преимущественно это сборники литературных эссе или Критических статей, реже монографии или труды более общего характера. Надо сказать, что для создания монографии о каком-нибудь писателе или фундаментального труда, охватывающего целый период в истории литературы, критик вынужден бывает отказаться от всех мелких редакционных заказов, которые оплачиваются гораздо лучше или, во всяком случае, быстрее.

Из кого же состоят кадры наших критиков?

Цитировать

Матушевский, Р. Наша общественная роль. Перевела Т. Лурье-Гриб / Р. Матушевский // Вопросы литературы. - 1962 - №12. - C. 116-123
Копировать