№6, 1969/Советское наследие

Наш вечный современник

Поток литературы на ленинскую тему все полнится, набирает силу. Поэтому наш разговор кажется мне вполне своевременным – действительно пришла пора разобраться в сегодняшней нашей Лениниане: отобрать явления подлинно художественные, оценить их по-хозяйски, прийти к некоторым, имеющим принципиальное значение, выводам.

Нам еще придется много спорить по поводу отдельных произведений Ленинианы. Но есть общие, кардинальные вопросы, которые и сейчас можно, вернее, должно решать на материале, уже существующем. Например, вопрос о рамках ленинской темы. На первый взгляд может показаться, что сама постановка этого вопроса вряд ли правомерна. Неужто не бесспорно, что в произведении на ленинскую тему непременно должен действовать Ленин? Но если обратиться к практике советской литературы, то окажется, что может быть и иное, более широкое, представление о ленинской теме. Вот пьеса М. Шатрова «Большевики» (о ней уже шла сегодня речь). Образ Ленина рисуется, раскрывается драматургом через его соратников, в их поведении, в их отношении к Владимиру Ильичу и главным образом через те распоряжения, записки Ленина, которые непрерывно продолжают передаваться по телеграфу, размещенному в углу сцены, на протяжении действия всей пьесы.

Рамки ленинской темы раздвинулись. Одни писатели уводят нас к истокам семьи Ульяновых, во времена далекие, когда Владимир Ильич еще и не родился или делал только первые свои шаги по земле (романы М. Шагинян «Семья Ульяновых» и «Первая Всероссийская», о них тоже здесь говорилось), другие ставят перед собой задачу: показать пути, по которым шли, идут и должны идти советские люди в осуществлении замыслов Ленина, а то и внести свою лепту в раскрытие, осмысление сущности этих путей. Последний ракурс темы можно обозначить: Ленин и наша современность, Ленин в нашей современности.

Ленин – нравственное мерило и пример для потомков. Это тот поворот ленинской темы, который со времен В. Маяковского живет в советской Лениниане. Напомню еще поэму С. Щипачева «Домик в Шушенском», автор которой размышляет над тем, какую роль сыграл Ленин в судьбе «товарищей потомков», тех, что родился и родится уже после смерти Владимира Ильича. Это к ним обращается поэт:

Поймешь и ты, праправнук, без труда,

Задумавшись над ленинской строкой,

Что и твоя судьба – еще тогда –

Была намечена его рукой.

Чем дальше во времени мы уходим от дней жизни Ленина, тем ответственнее и труднее решать проблему: Ленин в современности. Но надо сказать, что некоторые наши прозаики и поэты, к ней обращающиеся, невзирая на все трудности, стоящие на их пути, решают эту проблему многообразно, интересно и плодотворно.

Не только в жизнь, но и в поэтический строй уже вступили те, кто по возрасту почти «праправнуки» Ленина. Среди них, например, А. Вознесенский, о творчестве которого подробно говорилось в выступлении Ал. Михайлова.

По-своему решается проблема «Ленин и наша современность» в произведениях М. Шагинян. Я имею в виду цикл ее очерков («Воспитание коммуниста», «По следам Ильича», «В библиотеке Британского музея», «Рождество в Сорренто»), который она теперь собирается издать отдельной книгой под весьма выразительным названием «Четыре урока у Ленина». Очерки М. Шагинян, бесспорно, значительны как произведения исторические. Их автор обуреваем пафосом исследования. Но мне кажется, что наиболее важной стороной этих очерков является как раз их органическая связь с современностью. Ведь рождены они стремлением писательницы решать с помощью Ленина вопросы, очень актуальные для советского общества сегодня. Его идеи – это для писательницы живительный источник, из которого черпают силы в борьбе за высокие нормы социалистической нравственности.

Заглавие «Воспитание коммуниста» дано автором только первому очерку из серии ею написанных. Но по существу ту же тему, расширяя и непрестанно углубляя ее, развивает она и в трех последующих, хотя делается это при помощи иных фактов ленинской биографии, его творчества.

Хочется сказать не только об идейной направленности, содержании, но и о художественной форме очерков М. Шагинян, вернее, о характере художественного выражения писательницей своих мыслей и чувств. Всем четырем очеркам М. Шагинян присущ исповедальный характер. Это сообщает им особенный, я бы сказала, сокровенный тон, что облегчает автору доступ к сердцу читателя.

Цитировать

Жак, Л. Наш вечный современник / Л. Жак // Вопросы литературы. - 1969 - №6. - C. 38-42
Копировать