№6, 1969/Советское наследие

Глубже, аргументированней!

Владимир Ильич Ленин не увидел своими глазами Узбекистана ни до, ни после Великого Октября, но все, что создано у нас за годы советской власти, так или иначе связано с его именем и его идеями.

Узбекская литература чутко отражала происходящие крутые изменения жизни. Остросоциальная пьеса Хамзы «Бай и батрак», новаторские по духу и содержанию романы А. Кадыри «Минувшие дни», А. Каххара «Мираж», стихи и поэмы Х. Алимджана, Г. Гуляма, Уйгуна, книги других крупных узбекских писателей ярко показали, что ленинские идеи озарили весь путь борьбы узбекского народа за лучшую жизнь, за социализм.

В таких произведениях, как баллада Хамида Алимджана «Самарканд 22 января 1924 года», цикл стихов Гафура Гуляма «Ленин и Восток», книга стихов Миртемира «Улыбка Ленина», драма Яшена «Путеводная звезда», поэма Мирмухсина «Уста Гияс», правдиво переданы черты облика основателя нашего государства.

В стихах Г. Гуляма Ленин выступает как великий философ и замечательный политик, как тонкий знаток человеческой души, который не только слушает, понимает каждого из нас в отдельности, но и улавливает биение сердца всего человечества. Поэт от души благодарит вождя за то, что он «твердой подписью счастье народов скрепил» и показал пути борьбы за социальную свободу и справедливость.

Миртемир видит Ленина глазами простого узбекского дехканина, не знавшего в прошлом ничего, кроме горя, страдания, приобретшего в советское время право быть свободным человеком.

Отрадно, что молодые узбекские поэты и писатели тоже вносят свой вклад в узбекскую художественную Лениниану. В этом смысле привлекают своей правдивостью, реализмом образов поэмы Э. Вахидова «Восход», Х. Шарипова «Диалог Ленина и ученого».

Поэма Э. Вахидова посвящена формированию характера Володи Ульянова в годы учебы в гимназии. Автор показывает, как борьба трудящихся против жестокости, насилия царских чиновников, стремление передовых людей познать и изменить мир на основе правды и справедливости привели молодого гимназиста в ряды смелых, сознательных революционеров.

Х. Шарипов размышляет о том, что каждый человек по-ленински принципиально должен мерить свой каждый шаг, все свои действия и поступки. Герои поэмы – ученый и Ленин – спорят о смысле жизни, о героизме, задачах познания. Жизнь человека имеет смысл только тогда, когда он живет ради счастья и радости всех людей, когда любое его деяние – будь то освоение космоса или расщепление атома и т. д. – осуществляется во имя самой жизни, – таков нравственный смысл этого спора, одухотворенного ленинской мыслью.

В узбекской Лениниане немало успехов. Но были, к сожалению, и серьезные потери, существенные просчеты. Рядом со значительными, искренними, волнующими произведениями во многих сборниках соседствуют такие, которые никак нельзя назвать поэтическими открытиями.

Есть, например, немало стихов, в которых справедливые и важные мысли присутствуют вне образа, сами по себе, без эмоциональной наполненности. Некоторые поэты, выражая свою любовь и уважение к Ильичу, порой уподобляют его аллаху, называют пророком, не подозревая, что все это не имеет ничего общего с подлинным характером Ленина, противоречит его идеям.

Порой даже наши опытные и одаренные поэты ограничиваются перечислением фактов, пересказом событий из жизни великого вождя, не могут преодолеть описательности.

Цитировать

Худанберганов, Н. Глубже, аргументированней! / Н. Худанберганов // Вопросы литературы. - 1969 - №6. - C. 48-50
Копировать