№2, 1981

Наш гражданский долг

Итак, мы вступили в первый год одиннадцатой пятилетки. Идет одна тысяча девятьсот восемьдесят первый год старого, привычного летоисчисления. Начался шестьдесят четвертый год новой эры, возвещенной человечеству залпом легендарной «Авроры» в памятную ночь победы Великой Октябрьской революции.

Открывающийся 23 февраля XXVI съезд Коммунистической партии Советского Союза осветит ярким прожектором путь к новым свершениям в борьбе за наше будущее. Мы идем к съезду с полным пониманием тех сложностей и трудностей, которые ждут нас на этом пути, и вместе с тем с глубокой уверенностью в новых успехах, воодушевленные ощущением исторического оптимизма.

Словно несокрушимый утес высится наша социалистическая держава посреди окружающего нас беспокойного мира, в разных концах которого полыхают огни военных пожарищ, усиливаются конвульсии экономического кризиса, плетутся один за другим заговоры реакционных сил с целью поставить к власти диктаторские режимы, чтобы подавить борьбу народов за свободу, усиливаются попытки вести подрывную деятельность против социалистических стран.

В этой сложной обстановке особое значение приобретает вопрос о гражданской позиции деятелей культуры, и прежде всего об их участии в идеологической борьбе.

 

1

Верная ленинским заветам, сформулированным в знаменитой работе Владимира Ильича «Партийная организация и партийная литература», 75-летие со дня выхода в свет которой мы отмечали в конце ноября прошлого года, наша партия последовательно и четко осуществляет руководство нашей борьбой на этом фронте.

«…Мы – коммунисты, – говорил В. И. Ленин в беседе с Кларой Цеткин. – Мы не вправе сидеть сложа руки и позволять хаосу распространяться, как ему угодно. Мы должны стремиться к тому, чтобы с ясным сознанием руководить также и этим развитием, чтобы формировать и определять его результаты» 1. И наша партия помогла литературе добиться устранения, говоря словами Владимира Ильича, «старинного, полуобломовского, полуторгашеского российского принципа: писатель пописывает, читатель почитывает» 2.

К XXVI партийному съезду наша литература идет под развернутым знаменем активной борьбы за наше партийное дело, за дело мира и социализма. Как замечательно сказал в свое время Михаил Шолохов, «каждый из нас пишет по указке своего сердца, а сердца наши принадлежат партии и родному народу, которым мы служим своим искусством».

В то же время, раздумывая о состоянии нашей литературы, мы ясно видим и еще не преодоленные недостатки, отчетливо представляем себе те огромные творческие резервы, которые еще не использованы в борьбе за дело партии и народа. И мы должны быть благодарны нашей партии, которая среди многих ответственнейших и больших дел, какими она занята, неизменно – на каждом партийном съезде – уделяет большое внимание и состоянию дел на фронте идеологической борьбы, помогая деятелям литературы и искусства работать еще более эффективно и успешно.

Вспомним: без малого десять лет тому назад, 30 марта 1971 года, товарищ Л. И. Брежнев, выступая с Отчетным докладом ЦК КПСС на XXIV съезде партии, отметив возрастающую роль литературы и искусства в формировании Мировоззрения советского человека, его нравственных убеждений, духовной культуры, подчеркнул, что наша литература дала советским людям много нового, интересного, талантливого, но в то же время со всей прямотой сказал о существенных недостатках в нашей работе.

«Да будет позволено заметить здесь, – говорил Леонид Ильич, – что у нас все еще появляется немало произведений неглубоких по содержанию, невыразительных по форме. Иногда бывает даже, что произведение посвящено хорошей, актуальной теме, но создается впечатление, что художник подошел к своей задаче слишком легко, не вложил в свой труд всю силу своего таланта».

Товарищ Л. И. Брежнев справедливо сказал тогда, что «успехи советской литературы и искусства были бы еще значительнее, а недостатки изживались бы быстрее, если бы наша литературно-художественная критика более активно проводила линию партии, выступала с большей принципиальностью, соединяя взыскательность с тактом, с бережным отношением к творцам художественных ценностей».

Вместе с тем XXIV съезд партии обратил внимание и на осложняющие моменты иного порядка. Было отмечено, что кое-кто пытался свести многообразие сегодняшней советской действительности к проблемам, которые бесповоротно отодвинулись в прошлое в результате работы, проделанной партией. Другая крайность, в которую ударились отдельные литераторы, состояла в том, что эти литераторы пытались обелить явления прошлого, подвергнутые партией решительной и принципиальной критике, законсервировать представления и взгляды, шедшие вразрез с тем новым, творческим, что партия внесла в свою практическую и теоретическую деятельность в последние годы.

XXIV съезд выразил уверенность в том, что откровенная, принципиальная позиция партии в отношении этих явлений поможет деятелям культуры с еще большей страстью и убежденностью работать на генеральном направлении развития советской литературы и искусства.

Прошло пять лет, и XXV съезд нашей партии, возвращаясь к вопросам, поставленным на предыдущем съезде, отметил, что этот подход к вопросам литературы и искусства полностью себя оправдал. «Для истекших лет, – говорил товарищ Л.

  1. »Воспоминания о Владимире Ильиче Ленине», т. 5, Политиздат, М. 1969, стр. 13. []
  2. В. И. Ленин, Полн. собр. соч., т. 12, стр. 102.[]

Цитировать

Жуков, Ю. Наш гражданский долг / Ю. Жуков // Вопросы литературы. - 1981 - №2. - C. 3-14
Копировать