Народники и революционные демократы
Публикуя в дискуссионном порядке статьи А. Белкина и Я. Эльсберга, редакция приглашает литературоведов и историков высказаться по затронутым в этих статьях вопросам.
За последние несколько лет в нашей исторической литературе неоднократно возникал вопрос о необходимости исправить ошибки в оценке революционного народничества 70-х годов. В той или иной форме этот вопрос был освещен в статьях П. Ткаченко («Вопросы истории», 1956, N 5), Ю. Полевого («Коммунист», 1958, N 8), В. Широковой («Вопросы истории», 1959, N 8) и некоторых других. Мне представляется, что наиболее значительные работы о народничестве, опубликованные в последние годы, принадлежат Б. Казьмину.
В 1957 году вышла капитальная книга Б. Козьмина «Русская секция Первого Интернационала», отмеченная премией Академии наук СССР. Ей были посвящены весьма положительные рецензии П. Зайончковского и Ю. Полевого в журнале «Вопросы истории». Есть ли надобность вновь напоминать о ней спустя два года после ее выхода в свет? Дело в том, что об этой книге не было опубликовано ни одного отзыва советских литературоведов. Между тем, на наш взгляд, она имеет большое значение для литературоведения, ибо в ней ставятся очень важные вопросы, важные для понимания русского литературного процесса второй половины XIX века, для понимания мировоззрения художников, которые творили в эту эпоху, и особенно для понимания творчества писателей демократического направления, начиная с Герцена и Чернышевского и кончая народническими писателями 80-х годов1.
В нашем литературоведении на протяжении многих лет укоренилась точка зрения, сторонники которой резко отделяли революционных демократов от народников. Если тот или иной автор стремился положительно оценить писателя-шестидесятника, то он называл его революционным демократом, если же искал в нем отрицательные черты, то зачислял его в народники. Достаточно посмотреть Большую советскую энциклопедию (второе издание), которая обычно в концентрированном виде передает устоявшуюся точку зрения, чтобы в этом убедиться. Щедрин – революционный демократ, Глеб Успенский – революционный демократ, но с народническими иллюзиями, о чем упоминается с некоторой стыдливостью. Во многих работах о Чернышевском ни слова не говорится о его народнических чертах, ибо было принято считать, что у последовательного революционного демократа, каким был Чернышевский, их и не могло быть.
Книга Б. Козьмина по сути дела восстанавливает ленинскую точку зрения «на русскую разночинскую идеологию, а следовательно, и на разночинскую литературу второй половины XIX века. Б. Козьмин напоминает слова Ленина, писавшего в свое время: «…Чернышевский, развивший вслед за Герценом народнические взгляды, сделал громадный шаг вперед против Герцена. Чернышевский был гораздо более последовательным и боевым демократом. От его сочинений веет духом классовой борьбы» (Сочинения, т. 20, стр. 224). В книге приводится и другое высказывание Ленина: «Господствующим направлением, соответствующим точке зрения разночинцев, стало народничество» (там же).
Развивая ленинскую мысль о том, что в лице Чернышевского социалист-утопист, мечтавший о приходе к социализму через полуфеодальную крестьянскую общину, соединялся с революционным демократом, носителем идеи крестьянской революции, Б. Козьмин показывает, что для Ленина не было непереходимой черты между понятием «революционный демократ» и понятием
«народник». Если мы без всякой предвзятости вчитаемся во все работы Ленина, посвященные русской общественной мысли («Что такое «друзья народа»…», «От какого наследства мы отказываемся», «Памяти Герцена» и др.), те убедимся, что для него революционные демократы могли быть народниками, и наоборот, народники несли в себе черты революционного демократизма. Конечно, само народничество на протяжении десятилетий – от 60-х до 90-х годов – претерпело эволюцию; кроме того, в нем были различные направления и оттенки. Как известно, уже в конце 40-х годов Герцен начинал собою, по мысли Ленина, народническую идеологию.
Пора перестать относиться к народнической идеологии как к какому-то грехопадению русской общественной мысли. В стране по преимуществу крестьянской, мелкобуржуазной народничество было неизбежным, необходимым и в историческом смысле прогрессивным явлением русской революционной идеологии в период после падения крепостного права, особенно в 60 – 70-е годы.
Б. Козьмин справедливо пишет: «Ленину противопоставление «народников»»революционным демократам» было чуждо. Несмотря на то, что между революционерами 60-х годов и их преемниками следующего десятилетия существовали глубокие идейные расхождения, и те и другие все же одинаково были носителями народнической идеологии, как особой разновидности утопического социализма, свойственной странам с преобладанием сельского хозяйства, со слабым развитием промышленности, со значительным превышением численности деревенского населения по сравнению с городским и с только что возникающим пролетариатом» (стр. 23 – 24). Поэтому нам представляется весьма справедливым следующее утверждение Б. Козьмина: «Историки, литературоведы, философы часто противопоставляют народников революционным демократам как представителей двух особых, принципиально отличных одно от другого направлений революционной мысли. При этом под революционными демократами подразумеваются преимущественно революционеры шестидесятых годов во главе с Чернышевским (независимо от идейных расхождений, существовавших в их среде), а под народниками – революционеры следующих поколений, начиная с 70-х годов, принадлежавшие к лагерю буржуазной демократии» (стр. 22 – 23).
Хотя работа Б. Козьмина посвящена русской секции I Интернационала, первая глава ее, содержащая краткую характеристику народничества и его эволюции в 60 – 70-х годах, представляет большой интерес для литературоведов. Вследствие того, что у нас долгое время бытовало резкое разделение революционных демократов и народников» из-за того, что при характеристике народничества вслед за «Кратким курсом истории партии» уделяли внимание только ошибкам народников, а по отношению к революционным демократам избегали выяснения реальных и исторически объяснимых противоречий в их взглядах, – ввиду этого возникало одностороннее изображение творчества таких писателей – революционных демократов, как Некрасов, Салтыков-Щедрин, Глеб Успенский, Степняк-Кравчинский и др.
Некоторые авторы при этом шли в своих утверждениях прямо и откровенно против принятой научной характеристики Герцена и Чернышевского. Вот, например, что писал В. Баскаков в книге «Мировоззрение Чернышевского»: «Фальсифицируя мировоззрения Белинского, Герцена, Чернышевского, Добролюбова, столпы либерального народничества силились доказать, будто великие мыслители 40 – 60-х годов являются предтечами народников, а не предшественниками русской революционной социал-демократии» (стр. 715). Здесь все настолько запутано и неверно, что читатель, не обратившийся непосредственно к ленинским высказываниям, получит самые превратные понятия о действительном отношении великих мыслителей 60-х годов как к народничеству, так и к социал-демократии. На самом деле именно Ленин утверждал, что Герцен был основоположником народничества, что теория Чернышевского о крестьянской революции была народнической теорией. Приходится напомнить высказывания Ленина из статьи «Памяти Герцена»: «Герцен – основоположник «русского» социализма, «народничества». И несколько далее: «На деле в этом учении Герцена, как и во всем русском народничестве – вплоть до полинявшего народничества теперешних «социалистов-революционеров» – нет ни грана социализма» (Сочинения, т. 18, стр. 11). Зачем же понадобилось умалчивать об этой связи революционеров 60-х годов с народничеством? Дело в том, что известна и другая мысль Ленина из работы «Что делать?»: «…пусть читатель вспомнит о таких предшественниках русской социал-демократии, как Герцен, Белинский, Чернышевский и блестящая плеяда революционеров 70-х годов…» (т. 5, стр. 342). Но кто же составляет блестящую плеяду революционеров 70-х годов, как не революционные народники? Встретившись с этим мнимым противоречием, В. Баскаков совершил две ошибки. Во-первых, он объединил революционное народничество 70-х годов с либеральным народничеством 90-х годов; во-вторых, решил, что если Герцен и Чернышевский являются предшественниками социал-демократии, значит они не могут быть предтечами народничества.
К сожалению, в наших работах еще сказываются догматические, а не диалектические, логистические, а не исторические формы мышления.
Вспомним, что одним из источников марксизма Ленин считал утопический социализм французских мыслителей 20 – 30-х годов XIX века. Это соотношение научного и утопического социализма приводит нас к выводу, что благодаря некоторым сторонам своей идеологии революционные народники могут быть отнесены к предшественникам русской социал-демократии. Опасения в ошибочности этого утверждения могут возникнуть лишь при укоренившейся неправильной трактовке соотношения понятий «революционная демократия» и «народничество».
Антиисторическая характеристика народников, столь упрощенно выраженная в книге В. Баскакова, дает себя знать и в исследованиях, имеющих серьезные достоинства. Многие работы советских литературоведов, начиная примерно с середины 30-х годов и вплоть до настоящего времени, основываются на той исходной точке зрения, что народничество (имеются в виду, конечно, представители народничества 70-х и начала 80-х годов, а не либеральные народники 80 – 90-х годов) не содержало в себе никаких плодотворных черт, которые могли бы предшествовать идеологии русской революционной социал-демократии. Даже не возникает вопроса о том, что некоторые тенденции народничества, по сути дела единственной революционной идеологии 70-х годов, усиливали позиции писателей-народников в их борьбе за демократические идеалы против реакционного и либерального лагерей.
Односторонность этой точки зрения возникла, среди других причин, как реакция на другую односторонность, освобождение от которой было необходимым этапом в развитии марксистской истории русской общественной мысли и литературоведения. Дело в том, что в досоветском литературоведении имели хождение воззрения, идущие еще от либерального народничества 90-х годов и культурно-исторической школы. Соответственно этим воззрениям Некрасов, Глеб Успенский, Щедрин трактовались как народники, в их мировоззрении подчеркивались идеи утопического социализма. Конечно, подобные взгляды неправомерно отдаляли этих писателей от наследства, продолжателями которого были русские социал-демократы, марксисты. Естественно, что в борьбе с либерально-народническим толкованием творчества названных писателей советские литературоведы справедливо стремились отнести их к той линии, которая тянется от Чернышевского к русским марксистам. Однако в этом плодотворном стремлении были допущены ошибки. Появилась тенденция установить два течения в русской общественной мысли: революционно-демократическое и народническое.
Из-за такого рода односторонней оценки народничества во многих книгах о Некрасове, Герцене, Щедрине и Глебе Успенском мы даже не встречаем стремления выяснить характер народнических идей в творчестве этих писателей. Нет даже попытки определить, какие противоречия, порой трагические, должны были отразить названные писатели, а ведь эти противоречия были свойственны, особенно в 70-е и 80-е годы, народнической идеологии и всем представителям русского утопического социализма в целом. В нашей критике происходило своего рода выравнивание творчества этих писателей в духе антиисторически понимаемого революционного демократизма. Не случайно уделялось внимание лишь разногласиям между Герценом и народниками, Щедриным и народниками, Глебом Успенским и народниками и т. п. В работах по истории журналистики и смежных с ними эта точка зрения давала себя знать, например, при характеристике деятельности журнала «Отечественные записки».
- Уже после написания этой статьи вышли из печати «Исторические записки» (вып. 65 за 1959 год), где посмертно опубликована статья Б. Козьмина «Народничество на буржуазно-демократическом этапе освободительного движения в России», предназначавшаяся как доклад для широкого научного обсуждения. В ней с еще большей аргументацией разрабатываются проблемы, которые поставлены в названной выше книге, причем разработаны эти проблемы с учетом и критикой работ о народничестве, опубликованных после выхода книги Б. Козьмина.[↩]
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.