№2, 1973/Заметки. Реплики. Отклики

«Над вымыслом слезами обольюсь…»

Готовясь к празднованию 750-летия города Горького, Волго-Вятское книжное издательство выпустило в свет «Нижегородские предания и легенды» (1971).

Неплохо оформленная и хорошо изданная типографски, книга привлекла внимание читателей: многим в дни юбилея хотелось побольше узнать о прошлом старинного русского города, его области, а также и о том, как виделась родная история самим народом, ее творцом.

В предисловии к сборнику составитель В. Морохин пишет о том, как «из седой глубины веков, передаваясь из уст в уста, от поколения к поколению», доходили до наших дней народные предания и легенды.

Хорошо о них сказано в одном из стихотворений, помещенных в сборнике:

Звенит печально,

Звенит сердечно

Родник кристальный

Народной речи.

 

В нем боль услышишь

Напевов гневных,

В лицо задышит

Седая древность.

Предания и легенды в изложении или освещении конкретных исторических фактов порой бывают недостоверны, а в объяснении социальных явлений и событий прошлого – часто наивны. Однако для народа они были той синкретической правдой, которая могла существовать только в единстве факта и вымысла. Ценность устных преданий в их наивно-поэтической первозданности и одновременно в удивительно цельном восприятии мира, в их языке, образном и лаконичном. Именно «седую древность» и «родники кристальной народной речи» и должен, судя по предисловию составителя и по названию книги, найти в ней читатель.

Но оправдаются ли его надежды?

По степени приближения к тому идеалу, который сформулирован в цитированных строках, весь материал сборника можно условно разделить на несколько групп.

В первую группу входят тексты, представляющие собой записи преданий, принадлежащие главным образом самому составителю («Почему татары не взяли Нижний», «Мастер-чародей», «Про Василия Рощина» и некоторые другие). Судя по особенностям языка и композиции, точность записи в них не везде соблюдена, но нет и значительной правки текста, приукрашивания его. Близко к этой группе стоят и предания, записанные В. Г. Короленко («Как в Павлове ремесло завелось», «Скупка»), Известно, что Короленко при записи преданий кратко фиксировал сюжет и некоторые характерные для рассказчика выражения1. Записи писателя в обработанном виде удачно имитировали живую народную речь.

Изложения преданий, извлеченные из различных печатных источников, а также сделанные рядом современных собирателей и отчасти самым В. Морохиным («Про Куму», «Балахна», «Легенда о граде Китеже», «Разинцы под Нижним Новгородом» и др.), составляют вторую группу.

  1. См. З. И. Власова, Фольклорные записи В. Г. Короленко, В сб. «Русский фольклор», т. II, Изд. АН СССР, М. – Л. 1957, стр. 204.[]

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №2, 1973

Цитировать

Кучкин, В. «Над вымыслом слезами обольюсь…» / В. Кучкин, Ф. Селиванов // Вопросы литературы. - 1973 - №2. - C. 218-221
Копировать