«Над вымыслом слезами обольюсь…»
Готовясь к празднованию 750-летия города Горького, Волго-Вятское книжное издательство выпустило в свет «Нижегородские предания и легенды» (1971).
Неплохо оформленная и хорошо изданная типографски, книга привлекла внимание читателей: многим в дни юбилея хотелось побольше узнать о прошлом старинного русского города, его области, а также и о том, как виделась родная история самим народом, ее творцом.
В предисловии к сборнику составитель В. Морохин пишет о том, как «из седой глубины веков, передаваясь из уст в уста, от поколения к поколению», доходили до наших дней народные предания и легенды.
Хорошо о них сказано в одном из стихотворений, помещенных в сборнике:
Звенит печально,
Звенит сердечно
Родник кристальный
Народной речи.
В нем боль услышишь
Напевов гневных,
В лицо задышит
Седая древность.
Предания и легенды в изложении или освещении конкретных исторических фактов порой бывают недостоверны, а в объяснении социальных явлений и событий прошлого – часто наивны. Однако для народа они были той синкретической правдой, которая могла существовать только в единстве факта и вымысла. Ценность устных преданий в их наивно-поэтической первозданности и одновременно в удивительно цельном восприятии мира, в их языке, образном и лаконичном. Именно «седую древность» и «родники кристальной народной речи» и должен, судя по предисловию составителя и по названию книги, найти в ней читатель.
Но оправдаются ли его надежды?
По степени приближения к тому идеалу, который сформулирован в цитированных строках, весь материал сборника можно условно разделить на несколько групп.
В первую группу входят тексты, представляющие собой записи преданий, принадлежащие главным образом самому составителю («Почему татары не взяли Нижний», «Мастер-чародей», «Про Василия Рощина» и некоторые другие). Судя по особенностям языка и композиции, точность записи в них не везде соблюдена, но нет и значительной правки текста, приукрашивания его. Близко к этой группе стоят и предания, записанные В. Г. Короленко («Как в Павлове ремесло завелось», «Скупка»), Известно, что Короленко при записи преданий кратко фиксировал сюжет и некоторые характерные для рассказчика выражения1. Записи писателя в обработанном виде удачно имитировали живую народную речь.
Изложения преданий, извлеченные из различных печатных источников, а также сделанные рядом современных собирателей и отчасти самым В. Морохиным («Про Куму», «Балахна», «Легенда о граде Китеже», «Разинцы под Нижним Новгородом» и др.), составляют вторую группу.
- См. З. И. Власова, Фольклорные записи В. Г. Короленко, В сб. «Русский фольклор», т. II, Изд. АН СССР, М. – Л. 1957, стр. 204.[↩]
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №2, 1973