Начало большой работы
Значительная часть немецкой литературы социалистического реализма времен Веймарской республики оставалась долгое время несобранной, затерявшейся по многочисленным периодическим изданиям. Поэтому она получала весьма поверхностное, а то и просто искаженное освещение.
Легко понять огромное научное и политическое значение той кропотливой работы, которую проделала созданная по инициативе Отто Готше в 1959 году в Лейпциге исследовательская группа, впоследствии преобразованная в Отделение истории социалистической литературы при секции литературы и языка Немецкой Академии искусств. Альфред Клейн, руководящий этим коллективом цолодых ученых, Фридрих Альбрехт, Эрхард Менерт, Клаус Кендлер и Вальтраут Зайферт обследовали важнейшие архивы ГДР, Советского Союза, Чехословакии, Венгрии, провели анкету и записали ответы и воспоминания писателей, критиков, журналистов, рабочих-активистов агитпропа – тех, кто был участником и свидетелем литературного движения 20 – 30-х годов. Обследование более двухсот (наименований журналов и газет впервые показало, какое широкое движение представляла собой пролетарско-революционная литература Германии. Не случайно к лейпцигскому коллективу обращаются за справками издательства, редакции газет и журналов, германисты ГДР и других стран. Вполне закономерно, что именно Немецкая Академия искусств выступила организатором научной конференции по проблемам немецкой литературы социалистического реализма. В ее работе приняли участие германисты ГДР, Советского Союза, Венгрии, Чехословакии. Австрии, ФРГ, Болгарии – всего более 150 человек. По составу докладчиков и содокладчиков это была преимущественно молодежная конференция1.
Основной доклад конференции «Развитие социалистической литературы в Германии в период с 1918 по 1933 г.», сделанный А. Клейном, представляет изложение тех наблюдений, выводов и идей, которые образуют фундамент и концепцию будущей многотомной истории немецкой литературы социалистического реализма.
В истории литературы социалистического реализма в Германии совершенно явственно выделяются три основных периода, границы между которыми обозначены 1933 и 1945 годами. И если более или менее очерчена проблематика социалистической литературы после 1945 года, если даже в буржуазных историях немецкой литературы отдается дань выдающимся произведениям социалистического реализма времен антифашистской эмиграции, то первый период оставался до настоящего времени практически неисследованным, молчаливо обходился и лишь с недавнего времени привлек к себе пристальное внимание. Показательно, что еще нет аргументированного обоснования начальной границы первого периода, и колебания ее во временном отношении достигают чуть ли не сотни лет; печатно высказывалось даже мнение, что зарождение социалистического реализма в Германии относится к 1848 году и связано с именами Гейне и Веерта. Такие высказывания оказывались возможными в связи с пониманием социалистического реализма как совокупности определенных «черт» или «признаков», без учета общественно-исторических предпосылок, обусловливающих возникновение и обеспечивающих существование нового искусства.
В докладе А. Клейна мысли о развитии социалистической литературы в период 1918 – 1933 годов основаны на внимательном исследовании историко-литературного процесса, и он убедительно показывает, что «пролетарско-революционная литература является следствием историко-литературной ситуации начала XX столетия и ведет к социалистическому реализму, который является новой и более высокой ступенью немецкой национальной литературы».
Формулировка «пролетарско-революционная литература» является термином, принятым и применяемым А. Клейном для обозначения всего рассматриваемого периода. На ней можно было бы специально не останавливаться, если бы она не вызвала возражений М. Сабольчи (Венгерская Академия наук), посвятившего свое выступление общим проблемам становления социалистических литератур и ратовавшего за чистоту терминологии и против смешения понятий. По мнению М. Сабольчи, этот термин несет на себе печать определенного периода развития, связанного с деятельностью РАППа, вернее, печать ошибок, осужденных ЦК ВКП(б) в апреле 1932 года, и принятие его означает, что мы перенимаем и ошибки того времени. Он считает, что и для этого периода следует применять термин «социалистический реализм» как обозначение ряда тенденций, выражающих суть процесса. Хотя мотивы возражения М. Сабольчи серьезны, само это возражение, как мне лично кажется, следует все-таки отвести. Прежде всего «пролетарско-революционная литература» не исключается и не противопоставляется литературе социалистического реализма. Термин «социалистический реализм» как более высокое понятие распространяется и на нее. Речь идет об обозначении определенного периода в истории социалистического реализма. Для термина, выражающего суть процесса, скорее подошла бы формулировка «становление социалистического реализма». Но как назвать литературу, переживающую этот процесс? Немецкие, да и не только немецкие, теоретики литературы, писатели и критики 20 – 30-х годов дали ей имя пролетарско-революционной литературы. Этот термин уже прочно утвердился в работах тех лет. Вспомним также, что основанное в 1928 году творческо-политическое объединение передовых деятелей немецкой литературы получило название «Союза пролетарских и революционных писателей Германии». В литературно-общественной деятельности Союза нашли свое воплощение главнейшие тенденции литературного развития, приведшие к возникновению социалистического реализма в немецкой литературе. Нельзя упускать из виду и той функции, которую имеет это обозначение для прогрессивной немецкой литературы как указание «а лучшие и исторически наиболее плодотворные традиции тех бурных лет. Ведь мы употребляем термин с полным сознанием того, что стоит за словами, и с сохранением должной исторической дистанции.
Благодаря тому, что А. Клейн не ограничивается простой констатацией тенденций в возникающей литературе социалистического реализма, а прослеживает их вплоть до истока, – уточняется, углубляется, а во многих случаях и впервые вырисовывается проблематика этого периода немецкой литературы. Это касается не только пролетарско-революционной литературы, но и критического реализма, и других течений в литературе того времени, ибо при рассмотрении социалистической литературы в докладе ставится вопрос и об основных отношениях и связях всей немецкой литературы XX века.
А. Клейн указывает на то, что около 1929 года происходит решительный поворот в умах немецких писателей. Знаменателен в этом отношении эссе Т. Манна «Культура и социализм», в котором крупнейший немецкий реалист делает вывод: «Кто хочет спасти немецкую культуру, должен породниться с социалистической идеей общества». Т. Манн выразил, по сути дела, мысли, которые разделяла большая группа гуманистических писателей:
- Материалы конференции опубликованы в настоящее время отдельной книгой: «Zur Geschichte der sozialistischen Literatur 1918 – 1933». Elf Vortrage, gehalten auf einer internationalen Konferenz in Leipzig vom 23. bis 25. Januar 1962. Aufbau-Verlag, Berlin, 1963, 364 S.[↩]
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.