№6, 1970/Мастерство писателя

Наблюдения над рифмой

Созвучия, обильно рассеянные в языке по причине совпадения суффиксов, флексий и окончаний, еще не рифмы. Каждая поэтическая система, в том числе и система «малых жанров» народной поэзии – пословицы, поговорки, присловья, загадки, шутовские и игровые стихи, – производит свой отбор созвучий из стихии языка, приспосабливая их к месту и функции рифмы. Наличие созвучий еще не означает, что они будут использованы в качестве рифмы. Древние греки пренебрегли созвучиями, создавая свой стих. С другой стороны, нельзя считать рифму обязательным признаком стихосложения. Она возникла до стихосложения. Рифма – признак поэтической речи, ее ассоциативного, психологического, композиционного ряда.

Трудно сказать, когда именно сформировались «малые жанры» русского фольклора в том виде, в каком мы их внаем сейчас. Они наверняка испытали множество влияний, в том числе и литературных. Не будем решать вопроса и о том, раньше или позже нерифмованных былин и песен явились они в поэзии. Сами рифмы свидетельствуют о давности их появления. Преобладание мужских рифм говорит о возникновении их до силлабической поэзии с ее женскими рифмами. Наличие неточных рифм подтверждает их нелитературное происхождение.

«Малые жанры» наиболее близки к речевой стихии. Их звуковые закономерности отражают закономерности «повседневного» слуха. Рифма их – натуральная, природная – соответствует речевому сознанию русского народа. Она не скована правилами, слух – ее единственный критерий.

Эта естественная, натуральная русская рифма поражает своим разнообразием. Нет ни одного типа рифм, встречающихся в книжной поэзии, которому не было бы соответствий в «малых жанрах». В них вырабатывались основные закономерности звуковых сочетаний русской рифмы. Литература лишь по-особому отбирала типы рифм, по-своему их сочетала, по-своему преобразовывала эти закономерности.

«История литературы (добавим: с точки зрения языкового ее материала. – Д. С.) состоит в том, что поэты канонизируют и вводят в нее те новые формы, которые уже давно были достоянием общего поэтического языкового мышления» 1.

Закономерности натуральной рифмы поэтому могут быть точкой отсчета при изучении эволюции рифмы в русской поэзии XIX-XX веков.

Попробуем кратко описать природную рифму.

  1. ТОЧНАЯ РИФМА

Точные рифмы преобладают в «малых жанрах». Они ничем принципиально не отличаются от точных рифм книжной поэзии.

Вот примеры.

Мужские рифмы:

Что сожнЕМ, то и сожрЕМ.

 

  1. В. Шкловский, О поэзии и заумном языке, в сб. «Поэтика», Пг. 1919, стр. 26.[]

Цитировать

Самойлов, Д.С. Наблюдения над рифмой / Д.С. Самойлов // Вопросы литературы. - 1970 - №6. - C. 160-177
Копировать