№8, 1965/Обзоры и рецензии

На новую ступень

Проблема художественного своеобразия, индивидуальности писателя, ныне широко обсуждается критикой социалистических стран, отвергающей практику подчинения всей литературы одному художественному вкусу, одному эстетическому эталону. «Поэтому необходимо, чтобы литературоведение вернулось к проблеме личности в искусстве во всем ее объеме, во всех ее аспектах, как исследовавшихся, так и вновь возни-

* Ирена Косткявичюте, Полдень литературы, изд. «Ваге», Вильнюс, 1964, 331 стр. (на литовской языке).

кающих» 1, – утверждает историк чешской литературы Ян Мукаржовский. «Мы ищем эти сложные формулы, значение которых определяется тем, что впервые в истории мы имеем возможность раскрыть роль творческой индивидуальности во всем ее объеме, во всем ее значении и во всех ее связях с жизнью целого, с жизнью общества» 2, – пишет И. Анисимов.

Психологические основы творчества писателя, проблема его человеческой и творческой индивидуальности впервые в литовской советской критике столь сознательно и определенно поставлены в центр внимания в книге И. Косткявичюте «Полдень литературы». О чем бы И. Косткявичюте ни писала, – о классическом произведении литературы или о только что вышедшей книге молодого писателя, – она утверждает очень важную мысль: не может быть большой литературы без значительных индивидуальностей ее творцов, нельзя до конца понять художественное произведение вне биографии и характера писателя, вне его идеалов и чувств, не учитывая особенностей его творческой фантазии, его субъективной реакции на те или иные явления действительности.

Значительность лирики В. Миколайтиса-Путинаса, который сыграл в развитии литовской поэзии примерно такую же роль, как А. Блок в истории русской, – это результат сложнейшей и напряженнейшей внутренней работы, выявляющей глубину личности поэта, ее нравственную красоту. Мы видим также, что удивительно пластичное, конкретное, как бы вытканное из деталей деревенского быта и в то же время психологически точное повествование Ю. Балтушиса, автора романа «Проданные годы», определяется его видением мира, его этическими понятиями, которые вырабатывались у будущего писателя еще с молодых лет, когда он батрачил, был пастухом, и которые подкреплены всем последующим его опытом, непосредственной связью с народной жизнью, народным мировосприятием. В идеалах, которые отстаивают герои Е. Симонайтите, упорные, волевые, умеющие не сгибаться под обрушивающимися на них бурями истории, критик выявляет и особенности мировосприятия самой писательницы. Корни романтичности и драматизма прозы М. Слуцкиса она ищет в эмоциональной натуре писателя, потрясенной бурей войны.

Тонко раскрывая психологию художника, И. Косткявичюте в то же время умеет увидеть в его творчестве выражение объективных законов жизни, духа эпохи, классовой идеологии. Портрет Е. Симонайтите автор рисует на фоне истории и культуры Восточной Пруссии, где жило и боролось немало литовцев. В произведениях Ю. Балтушиса прослежены глубокие связи с жизнью народа и с его борьбой. В обширном, исполненном исканий и противоречий творчестве В. Миколайтиса-Путинаса связь с конкретной исторической действительностью не выявляется так непосредственно и наглядно, она гораздо сложнее, многоплановее, и И. Косткявичюте, создавшей один из наиболее глубоких психологических портретов поэта, удалось понять эту сложную и богатую личность в контексте эпохи (хотя кое-где связи творчества поэта с жизнью общества могли бы быть очерчены рельефнее).

В нашей критике до сих пор очень часто существует лишь одна точка зрения на того или иного писателя, которая с небольшими видоизменениями варьируется во многих статьях. А ведь индивидуальность большого художника, его творчество – неисчерпаемый мир, дающий основание для различных мнений и трактовок, и ценность каждой критической работы следовало бы определять тем, какие новые, доныне неведомые стороны открывают они в произведении художника. Свежесть восприятия, своеобразие взгляда на творчество писателя, оригинальность наблюдений и обобщений – все эти черты присущи созданным И. Косткявичюте литературным портретам. Рассматривая творчество писателя, критик имеет в виду и определенные эстетические проблемы – народность, новаторство, драматизм, романтичность – и подходит к ним широко, без «групповых» пристрастий.

Говоря об Э. Межелайтисе и М. Слуцкисе, критик поддерживает новаторские тенденции развития литературы, воюет против описательности и иллюстративности, отстаивает интеллектуальность современного искусства, его право на условность образа. В статьях о Жемайте, Е. Симонайтите, Ю. Балтушисе выявляются основы народности литовской литературы, а «трезвый реализм», простота и пластичность признаются чрезвычайно важными и для современного развития литературы.

В книге И. Косткявичюте естественно сливаются литературоведение и критика. И это проявляется не только в том, что в сборник включены серьезное историческое исследование «Времена года» К. Донелайтиса на фоне западноевропейской поэзии XVIII века» и прекрасный литературный портрет критика и публициста начала XX столетия П. Вишинскиса. Из литературоведения автор переносит в критику обобщенную трактовку явлений, рассматриваемых на широком фоне литературного развития, эстетические обобщения, которые, однако, порой уводят ее даже слишком далеко от непосредственного художественного впечатления и вносят в книгу академическую холодность я абстрактную рационалистичность.

В жанр критики И. Косткявичюте принесла зрелую эстетическую культуру. В отличие от многих критиков, живущих по преимуществу в мире исключительно литературных интересов, «на почти профессионально ориентируется в музыке и живописи, поэтому к проблемам искусства и литературы имеет возможность подойти более широко, синтетично.

Книга «Полдень литературы» раздвигает жанровые возможности литовской критики, утверждает’ в правах весьма емкую, синтетическую форму литературного портрета, который дает представление о всем творчестве писателя, его индивидуальном своеобразии и стиле. Для И. Косткявичюте характерно широкое, органичное и свободное восприятие личности и творчества писателя в их единстве. Именно так написаны ею портреты В. Миколайтиса-Путинаса, Е. Симонайтите, Ю. Балтушиса, М. Слуцкиса. Книга И. Косткявичюте не хронологическое, фактографическое описание литературы, не эмоционально-эстетическое комментирование литературных явлений (в лучшем случае тонко выполненное, но все же эмпирическое), а новая ступень критики, по своей культуре и уровню мышления отвечающая современным достижениям нашей литературы и ее исканиям.

В литературно-критических работах И. Косткявичюте ярко и естественно воплотилась одна из главных тенденций современной литературы – стремление к широким обобщениям, к целостному мировосприятию, к глубокому синтезу. В этом смысле И. Косткявичюте продолжает традицию критических работ В. Миколайтиса-Путинаса.

г. Вильнюс

  1. «Художественный метод и творческая индивидуальность писателя», «Наука», М. 1964, стр. 50.[]
  2. Там же, стр. 7.[]

Цитировать

Кубилюс, В. На новую ступень / В. Кубилюс // Вопросы литературы. - 1965 - №8. - C. 210-212
Копировать