№1, 1979/Жизнь. Искусство. Критика

На новом рубеже

«..Литературная критика все еще мало поднимается над уровнем текущего рецензирования. Она должна смелее двигаться в сторону более глубокого и требовательного по от» ношению к себе творчества, целенаправленно раздвигать простор социалистической литературы и со знанием дела оценивать ее отдельные произведения». Эти слова из доклада Яна Козака на учредительном съезде Союза чехословацких писателей (декабрь 1977 года) на первый взгляд можно воспринять как традиционную констатацию «отставания критики», однако в конкретных чехословацких условиях эта, может быть, и кажущаяся привычной формула имеет особое наполнение и свидетельствует о том, что критическая мысль достигла нового рубежа.

В чехословацкой критике успешно идет процесс преодоления деструктивных тенденций, которые тяжело отразились на ее развитии в 60-е годы и на борьбу с которыми в последующий период были направлены все ее усилия. Консолидация на основе марксистско-ленинской эстетики позволяет выдвигать перед художественной критикой новые задачи, ставить вопрос о повышении ее профессионального уровня, об усилении ее роли в борьбе за качество современной литературы. Об успешном завершении процесса консолидации социалистической литературы Чехословакии свидетельствует и тот факт, что в декабре 1977 года был создан новый Союз чехословацких писателей, объединивший на федеративной Основе Союз чешских и Союз словацких писателей.

«Наша литературная критика, – говорил в уже упомянутом докладе Ян Козак, – сознает сегодня свои обязанности перед обществом и культурой, свой долг активно участвовать в осуществлении политики коммунистической партии в области литературной жизни. Литературно-критический фронт… снова набирает силы. Здесь трудится целый ряд специалистов с немалым жизненным и литературным опытом, с глубоким владением марксистско-ленинской теорией и эстетическими принципами социалистического реализма, стремящихся выработать четкую концепцию истинных художественных Ценностей социалистической литературы».

Эта высокая оценка в первую очередь относится к таким трудам, как вышедшая в свет монография Л. Штолла «Гражданин Ф. -К. Шальда» (Прага, 1977).

В том году широко отмечался 75-летний юбилей Л. Штолла – соратника Ю. Фучика и Б. Вацлавека, еще в 30-е годы активно выступавшего вместе с ними за литературу социалистического реализма. И сегодня Л. Штолл – по-прежнему неутомимый исследователь и полемист. Его новая книга посвящена сложной историко-литературной и методологической проблематике – анализу мировоззренческих позиций крупнейшего чешского критика общедемократического направления Ф. -К. Шальды (1867 – 1937). Ученый стремится разобраться в истоках противоречивости этого яркого представителя чешской эстетической мысли, показывает плодотворность его сближения с революционной литературой. Закономерно, что одна из глав книги называется «Шальда и Октябрь», ибо отношение к Октябрьской революции было в 20 – 30-е годы важнейшим моментом идейного и духовного становления ведущих мастеров мировой культуры, даже если они и не принадлежали непосредственно к лагерю борцов за социализм.

Книга Л. Штолла показательна еще и с той точки зрения, что она отражает характерный факт в жизни сегодняшней чехословацкой критики: особое внимание большей ее части к общественным, гражданственным и – шире – содержательным аспектам литературы, которые в конце 60-х годов трактовались как «вненаучные» или вообще предавались забвению. Общественная функция литературы, рассматриваемая во взаимозависимости с эстетической ценностью произведения, сегодня занимает центральное место в работах таких известных критиков старшего поколения, участвовавших еще в литературных битвах межвоенного периода, как И. Тауфер, В. Пекарек, Д. Окали. То же самое можно сказать и об авторах среднего поколения, чьи имена мы особенно часто встречаем на страницах текущей печати: их перу принадлежат статьи о современной литературе, рецензии и обзоры книжных новинок. Речь идет о Г. Грзаловой и В. Рзоунеке, К. Розенбауме, Б. Тругларже и др. И почти все они сочетают «текущую рецензентскую» работу с историко-литературной, главным образом в области традиций чешской и словацкой революционных литератур. В этом также проявляется примечательная черта современной чехословацкой эстетической мысли.

Чехословацкие критики много сделали и делают для восстановления живых связей с богатейшими традициями революционной литературы и марксистской эстетики межвоенного периода, для укрепления контактов с литературной критикой и литературоведческой наукой Советского Союза и других социалистических стран. Важным шагом в этом направлении были посвященные проблемам социалистического реализма конференции 1973 года в городах Оломоуц и Банска-Бистрица, в которых принимали участие ученые СССР и ГДР. Труды этих конференций вышли в свет в 1976 году в виде сборников: «Вацлавкова Оломоуц 1973. О социалистическом реализме» и «О социалистическом реализме» (материалы конференции в г. Банска-Бистрица). В статьях и выступлениях, включенных в сборники, теоретические проблемы социалистического реализма рассматриваются с учетом прошлого опыта и новейших художественных достижений социалистических литератур. Понимаемый как «открытая эстетическая система», способная к безграничному развитию и обогащению на прочной основе марксистского мировоззрения и социалистического гуманизма, социалистический реализм утверждается в этих трудах как магистральный путь развития литературы Чехословакии.

Среди новых работ, посвященных революционным традициям литературы, хотелось бы выделить монографию С. Шматлака «Программа и творчество» (Братислава, 1977). С. Шматлаку принадлежат интересные исследования по истории словацкой поэзии, в том числе обстоятельный труд «150 лет словацкой лирики» (Братислава, 1971), книги о творчестве П. -О. Гвездослава, И. Краско, Л. Новомеского. Систематически выступает он и по вопросам, связанным с современным художественным процессом, и по проблемам теории. Новая книга С. Шматлака – это размышления о характере и судьбах словацкой пролетарской литературы 20 – 30-х годов: ее он стремится анализировать как часть сложной системы литературных течений того времени. Для словацкой литературы, которой вплоть до создания независимой Чехословакии (1918) приходилось вести борьбу за само право на существование, на национальный язык, всегда очень острым был вопрос о верности собственным культурным традициям. На национальном чувстве постоянно – и порой небезуспешно – спекулировали представители буржуазной идеологии. Анализируя литературные факты и их взаимосвязи, С. Шматлак убедительно показывает, что верность «национальным культурным традициям», если она соединялась с неприятием новых революционных тенденций, неизбежно оборачивалась консерватизмом и вела к измене прогрессивному содержанию этих традиций. Подлинные интересы словацкого народа, словацкой нации выражала именно пролетарская литература, представители которой со временем сумели выработать диалектическое отношение к национальным культурным ценностям, что существенно укрепило их авторитет в словацком обществе и их влияние на непролетарских писателей. Словацкая пролетарская литература явилась, таким образом, органическим звеном в отечественном духовном и художественном развитии, важнейшим слагаемым процесса, составляющего смысл истории словацкой литературы XX века, – превращения в литературу социалистическую.

Новым импульсом к освоению наследия чешской марксистской эстетической мысли явился 100-летний юбилей З. Неедлы (1878 – 1962) – выдающегося общественного деятеля и многогранного ученого, чью роль в развитии национальной культуры можно сопоставить с ролью Луначарского в советской или Т. Павлова в болгарской культуре. Неедлы был учителем и соратником блестящей плеяды чехословацких критиков-коммунистов 20 – 30-х годов, а после войны он одним из первых в Чехословакии принялся за разработку теоретических проблем социалистического реализма, настойчиво предупреждая против упрощенного понимания этого метода. В личности и творчестве Неедлы словно бы воплотилась живая связь демократической национальной культуры прошлого и культуры нового, социалистического общества, которую он мечтал видеть сильной, здоровой и яркой.

Примечательная особенность целого ряда литературно-критических выступлений последнего времени – интерес к проблемам чешско-словацкого литературного контекста, и прежде всего к содружеству революционных литератур народов Чехословакии. Примером может служить монография словацкого литературоведа Б. Тругларжа «Проза социалистического реализма» (1978), в которой освещается генезис программы социалистического реализма в марксистской литературной критике Чехословакии 20 – 30-х годов и формирование основ нового метода в творчестве выдающихся словацких (П. Илемницкий, Ф. Краль) и чешских прозаиков (М. Майерова, И. Ольбрахт, М. Пуйманова). С другой стороны, надо упомянуть о содержательных выступлениях по словацкой революционной литературе и современному литературному процессу в Словакии, принадлежащих чешскому исследователю Л. Патере.

Как следствие марксистско-ленинской национальной политики КПЧ, положившей конец неверным тенденциям в этом вопросе, имевшим место в прошлом, в наши дни вообще значительно возрос уровень распространения чешской литературы в словацкой и словацкой – в чешской читательской среде, чему способствует как размах переводческой деятельности, так и журнальная пропаганда. То же самое можно констатировать по отношению к литературам народов СССР и других социалистических стран. Чехословацкая литературная печать оперативно рецензирует новинки братских социалистических литератур, систематически публикует обзоры ведущих литературных журналов социалистических стран, в том числе и «Вопросов литературы». Воспринимая литературу своей страны как неотъемлемую часть единой системы социалистических литератур мира, чехословацкие критики и литературоведы ощущают настоятельную потребность постоянна сопоставлять направленность и результаты своих усилий с достижениями литератур других социалистических стран. Один из первых книжных опытов в этом плане – сборник «Межлитературный контекст словацкой социалистической литературы» (научный редактор Д. Дюришин, редактор Р. Хмел, Братислава, 1977), авторы которого рассматривают современную словацкую литературу в сопоставлении с советской, польской, югославской, болгарской, венгерской, литературами ГДР и Кубы, обнаруживая многие сходные черты этих литератур, вдохновляемых общими социалистическими идеалами, а также специфические моменты в развитии каждой из них, определяемые конкретными национальными историческими и культурными условиями.

Углубленное изучение традиций предшественников – революционных писателей и марксистских критиков межвоенного периода, пристальное внимание к опыту литератур братских социалистических стран – все это способствует тому, что идеалы и принципы социалистического реализма освобождаются от ложных толкований, возрастает их притягательность для молодых писателей. Наряду с расширением этой работы, охватывающей самые разные аспекты (в том числе выяснение вклада в революционную литературу некоторых противоречивых художников), в критике все чаще завязывается разговор о конкретной программе сегодняшнего творчества.

Заслуживает внимания книга критика молодого поколения Я. Пельца «Новое содержание» (Прага, 1977). Отраден уже сам факт прихода в литературу новых авторов, прочно стоящих на позициях марксистской эстетики. Это важный момент для любой литературы, для Чехословакии же он имеет особое значение, ибо в 60-е годы сторонники ревизионистских и структуралистских тенденций в эстетике усиленно подчиняли своему влиянию не только литературную печать, но и кафедры университетов, что, естественно, не могло не отразиться на подготовке молодого литературного пополнения. Поэтому союзы чешских и словацких писателей проявляют в настоящее время очень большую заботу о молодых литераторах. Специальный «журнал в журнале»»Мастерская», где печатаются произведения начинающих писателей и молодых критиков, организовал «Литерарни месячник»;

Цитировать

Шерлаимова, С.А. На новом рубеже / С.А. Шерлаимова // Вопросы литературы. - 1979 - №1. - C. 44-57
Копировать