№9, 1971/На темы современности

На новом этапе развития

Наш «круглый стол» был посвящен роману в младописьменных литературах, но разговор постоянно возвращался к проблемам развития младописьменных литератур в общем многонациональном содружестве, к вопросам развития всей нашей советской литературы. Это понятно: младописьменные литературы не только неотъемлемая составная общего содружества, но и в немалой степени «детище» объединенной идейно многонациональной советской литературы. Поиски писателей – представителей молодых литератур в сфере прозы, в жанре романа органично смыкаются с исканиями прозаиков более развитых и зрелых литератур, перекликаются с открытиями русских, украинских, литовских писателей. Оплодотворяясь опытом русской литературы, всей многонациональной советской литературы, мировой культуры художественного слова, опираясь на свои собственные традиции, прозаики младописьменных литератур и приходят к новым творческим решениям.

В выступлениях участников нашего «круглого стола» подчеркивалось непрерывное умножение числа литератур, было указано на творческое созревание, идейно-художественную «индивидуализацию» целых регионов, на богатство и разнообразие прозаических форм и жанров. Оригинальность, неповторимость художественно-национальных открытий не только не мешает единству литературы, отражающей также и тот факт, что у нас имеется новая общность – советский народ, но и подчеркивает крепость и творческую мощь этого единства.

Участники проведенной журналом дискуссии отмечали, что некоторые положения, касающиеся принципиальных моментов развития младописьменных литератур, следует, видимо, считать устаревшими. Так, например, по мнению Г. Ломидзе и других участников обсуждения, жанровая «очередность» в эволюции молодых литератур теперь не определяет характера литературного процесса. Л. Якименко также не считает «ступенчатость» главным в жанровом развитии младописьменных литератур.

Внимание участников «круглого стола» не могли не привлечь проблемы взаимодействия фольклора и письменной литературы. Суммируя высказанное, можно отметить, что выступавшие пришли к выводу: нередко наблюдавшееся ранее «цитатное» использование поэтики и изобразительных Средств устного народного творчества уступило место творческому, строго обусловленному идейно-эстетической задачей, характером героев, их эпохой, восприятию традиционно-условных образов и экспрессивных форм.

Выявились и известные различия в подходе к фольклору.

Цитировать

Бикмухаметов, Р. На новом этапе развития / Р. Бикмухаметов // Вопросы литературы. - 1971 - №9. - C. 54-56
Копировать