№5, 1978/Обзоры и рецензии

На магистрали современных исследований

«Концепция человека в эстетике социалистического реализма», «Мысль», М. 1977, 264 стр.

Научная добротность исследований определяется не только числом осмысленных фактов и аналитичностью, но в не меньшей мере – способностью авторов чувствовать время и актуальность избранных для решения задач. Эти качества присущи коллективным сборникам, подготовленным кафедрой теории литературы и литературной критики Академии общественных наук при ЦК КПСС, которые были изданы в 1976 году1 и уже получили положительную оценку критики. Рецензируемая книга концептуально продолжает эти сборники, развивая положения, выдвинутые авторами прежде. Но теперь исследование ведется более целенаправленно: оно подчинено решению одной из самых актуальных задач, стоящих перед гуманитарными науками, – осмыслить характер социалистической личности и новаторство литературы социалистического реализма в трактовке этой личности.

Достоинства новой коллективной монографии выявляются отчетливее в сопоставлении с книгами, изданными в 1976 году, – можно непосредственно проследить преемственность этих изданий, представляющих методологически единое исследование коренных проблем теории социалистического реализма. И это тем более ценно, ибо проблемы решаются, как правило, на материале самом новейшем, не только не обретшем пресловутого хрестоматийного глянца, но еще и не отстоявшемся.

Общность задачи и единство исходных позиций не привели к утрате своеобразия отдельных статей. Части коллективной монографии представляют возможность обнаруживать творческие индивидуальности исследователей, которые обосновывают новаторскую сущность и исключительную плодотворность для искусства социалистического реализма горьковской концепции человека.

Книга состоит из трех разделов: наиболее обширная первая часть содержит статьи теоретического, обобщающего характера, во второй части уделено внимание непосредственно тому, как изображается личность, герой современных прозаических произведений, в третьей анализируются новаторские качества поэтики литературы социалистического реализма.

Открывается книга статьей С. Петрова «Проблема человека и литература социалистического реализма», в которой прослеживается процесс осмысления новой личности от книг дореволюционных и первых послереволюционных лет до произведений, созданных в наши дни.

Пафос этой статьи – в доказательстве положения, что «без всестороннего раскрытия личности человека невозможно и плодотворное воспитание всесторонне развитого строителя коммунизма» (стр. 32).

Интересны суждения автора статьи об идейном единстве советских писателей, об общественном содержании эстетического идеала литературы социалистического реализма и диалектическом взаимодействии в нем должного, желаемого и сущего.

Остальные части коллективной монографии в той или иной мере развивают положения, которые содержатся в статье С. Петрова «Проблема человека и литература социалистического реализма».

Еще в большей степени очевиден «установочный» (в лучшем смысле этого слова) характер работы Л. Якименко «Философия исторического оптимизма и концепция человека», определившей направление и отдельных статей сборника, и всей книги в целом. Убедительно доказывая, что исторический оптимизм – отличительная черта искусства социалистического реализма, автор работы правомерно обращается прежде всего к творческому опыту А. М. Горького и к горьковской трактовке героического. Логическим продолжением мыслей о масштабности открытия Горького звучит в статье вывод, плодотворный и необходимый для последующего изучения советской литературы: «Метод социалистического реализма предполагает тщательное конкретно-историческое исследование отношений личности и обстоятельств. При этом писатели социалистического реализма исходят из понимания сложной диалектики жизненного процесса. Не только обстоятельства воздействуют на личность, но и личность, практически участвуя в изменении действительности, способна изменять самое себя» (стр. 35).

Следующая далее статья Е. Сидорова «О положительном герое современной советской литературы», казалось бы, посвящена более частной проблеме, чем работы С. Петрова, и Л. Якименко, но и эту работу отличает подлинная широта взгляда на проблему. Успех в решении проблемы определен пониманием новаторских качеств советской литературы, которая «не просто фиксировала реальные черты нового человека, но и активно способствовала формированию его личности». А система доказательств, логика статьи основаны на осмыслении ее автором революционной гуманистической сущности той общественно-экономической формации, в которой утверждается новая литература, ее новый герой.

Напоминая о дискуссии, посвященной проблеме героя, которая велась в середине 60-х годов, и о новейших суждениях по поводу «идеального героя», Е. Сидоров опровергает схоластические, умозрительные представления, предлагая свою точку зрения. Принимая сам термин «идеальный герой», автор статьи утверждает, что им следует считать «только тот характер, который целостно воплощает авторские представления о должном, о положительно прекрасном человеке». Как самое общее суждение такая, заявка приемлема, но требует конкретизации. И Е. Сидоров, подчеркнув, что писательский эстетический идеал будет тем истиннее, чем больше он приблизится к общественному идеалу личности или совпадет с ним (что в применении к зрелому социалистическому обществу означает всесторонне и гармонично развитого человека коммунистического будущего), приходит к выводу, что в индивидуальной творческой практике реалистического искусства изображение и утверждение «идеального героя» возможно лишь всей совокупностью обстоятельств и характеров художественного произведения. Один герой попросту не может претендовать на целостное выражение идеала художника. В своем конкретном анализе критик обращается к различным стилевым тенденциям искусства социалистического реализма, показывая тем самым различные способы выражения писательского эстетического идеала – романтический и сугубо реалистический. Е. Сидоров исследует новаторство современной советской прозы в области поэтики, ее открытия в сфере художественных средств познания и изображения характера, усиление писательского внимания к мотивам принципиального выбора, совершаемого героем, или эпизацию личностиположительного героя, расцвет лирических и условных форм…

Статья Е. Сидорова завершает обобщающе-теоретическую часть коллективной монографии и вместе с тем как бы открывает серию статей, посвященных частным аспектам единой для всего авторского коллектива проблемы. Следующая далее статья А. Иванченко «Принципы изображения человека в советской военной прозе» в основном посвящена анализу романа Ю. Бондарева «Берег», анализу, в котором учтены материалы дискуссии, проведенной журналом «Вопросы литературы». Некоторые положения, выдвинутые участниками этой дискуссии, А. Иванченко оспаривает, уделяя главное внимание в анализе романа глубокому раскрытию внутреннего мира героя. «Берег» соотнесен в статье с романами Ф. Абрамова и В. Богомолова и наблюдения позволяют автору утверждать, что в современной советской литературе «углубление психологизма оказывается в усиленных поисках писателями исчерпывающих достоверных мотивов поступков героев».

Конечно, есть тут и резон, ибо А. Иванченко исходит из того, что «долгое время военная проза изображала преимущественно события, т. е. отвечала на вопросы: что и как? Теперь же в центре ее внимания анализ психологии человека, поиски ответов на вопросы: почему и зачем? Постижение общественных противоречий как истоков противодействий между людьми, психологическая аргументированность конфликтов открывают богатые возможности исследования судеб героев в динамике эпохи» (стр. 99). Но развитие этой мысли представляется излишне категоричным. Вряд ли А. Иванченко считает, что психологизм, не свойствен, допустим, повести Леонида Леонова «Взятие. Великошумска», когда отказывает в психологизме всей прозе военных и первых послевоенных лет.

Принимая это умозаключение автора статьи, читатель все же ощущает недостаточность аргументов критика, в увлеченности своей упрощающего отдельные периоды истории нашей литературы.

Рядом с работой А. Иванченко большей четкостью отличается статья М. Попхадзе «Проблема выбора и своеобразие психологизма в прозе о Великой Отечественной войне», которая не претендует на всестороннее решение проблемы выбора. В этой статье рассматриваются некоторые аспекты марксистского понимания сущности человека, проблемы свободы выбора в советской литературе 60 – 70-х годов о Великой Отечественной войне, в частности в творческой практике Й. Авижюса, П. Куусберга, В. Быкова.

Несколько излишним представляется углубление в фабулу романов, перегружающий статью пересказ отдельных эпизодов, сюжетных линий. Аналитичнее и потому интереснее та часть статьи, которая посвящена повести В. Быкова «Сотников», рассмотрению нравственного конфликта Сотникова и Рыбака. Именно здесь ощутим заявляемый автором выход к более широкой проблеме – проблеме гуманизма в литературе наших дней как к отражению духовного богатства человека.

Широта обозреваемого материала характеризует и статью М. Свереняка «Герой и эпичность современного романа». Опираясь на положения, выдвинутые авторитетными советскими исследователями эпопейного жанра (прежде всего на труды Л. Якименко), автор этой статьи систематизирует выявляемые им новаторские признаки многих современных романов, делая вывод о том, насколько важен эпический художественный характер в качестве опорной фигуры эпической структуры романа.

Статья М. Свереняка в известном смысле продолжена статьей О. Каширина «Личность и коллектив в современной прозе о рабочем классе». Правомерность и актуальность такой постановки вопроса несомненна, как несомненна и необходимость анализа новых связей, взаимоотношений характеров и того, что можно бы назвать психологическими обстоятельствами. Ценность статьи определена уже тем, что в ней делается попытка выявить близость романов, повестей, рассказов, очерков на производственную тему, появившихся в наши дни, произведениям о социалистическом строительстве, созданным в 30-е годы. Представляется плодотворной и постановка вопроса о художественных традициях Л. Леонова, В. Катаева, А. Малышкина, Ю. Крымова, о развитии этих традиций в современной прозе.

Три статьи, составившие заключительный раздел книги, убеждают в необходимости скрупулезного анализа художественного своеобразия самых новых явлений литературы социалистического реализма, Ч. Гусейнов в работе «Художественный тип и жанрово-стилевые искания в современной советской литературе» прослеживает развитие шолоховских традиций (прежде всего внимание художника к чрезвычайно сложной судьбе, к противоречивому характеру героя) и связывает с этим понятие зрелости литературы, отмечая, что понятие это не статичное, а чрезвычайно подвижное и изменчивое: именно на путях постижения сложнейших социальных проблем и типов способна литература выявить свои потенциальные возможности. Представляют интерес для всех, кто изучает советскую литературу, размышления Ч. Гусейнова о «типологии» исповедальной прозы, продолженные наблюдениями над новаторством поэтики современного романа.

Развивая некоторые проблемы, о которых говорил Ч. Гусейнов, Г. Божко в статье «Функции внутреннего монолога в прозе социалистического реализма» прежде всего рассматривает многочисленные примеры использования внутреннего монолога классиками русской литературы XIX века (попутно он пишет о том, как изучался опыт классиков советскими литературоведами), затем пишет об опыте советской литературы 20 – 30-х годов. Думается, что если бы в этой части статьи более четко было обозначено представление исследователя о жанрово-стилевом своеобразии произведений, в которых широко используются внутренний монолог и несобственно прямая речь, то выиграл бы затем и анализ повестей «Дожить до рассвета» В. Быкова, «Другая жизнь» Ю. Трифонова, «Каунасского романа» А. Беляускаса, «Потерянного крова» Й. Авижюса и «Чужих страстей» М. Слуцкиса.

Заключающая сборник статья И. Бузылева «Об интеллектуальном и эмоциональном в современной советской лирике» как будто «выпадает» из общего строя книги, посвященной в целом анализу современной прозы, а не поэзии. Но методологическая основа обеспечивает органичность этой статьи в коллективной монографии, исследующей концепцию человека в эстетике социалистического реализма. Автор статьи предлагает интересный угол зрения на историю советской лирики; изучая соотношение рационального и эмоционального начал. Но суть статьи не в этом. Автор обнаруживает умение видеть в лирическом произведении то, что содержится меж слов, «за словами», – в интонации, в ритмике, в музыке стиха, доказывает диалектическую связь интеллектуального и эмоционального начал.

Подводя итоги сказанному, хочется еще раз подчеркнуть, что новый коллективный труд кафедры теории литературы и литературной критики Академии общественных наук при ЦК КПСС – серьезное исследование. Строгая концептуальность и – это следует отметить специально – актуальность решаемых проблем делают рецензируемую книгу необходимой для широкого крута читателей.

г. Магнитогорск

  1. «Современные проблемы социалистического реализма. Эстетическая сущность метода». Сборник статей, «Мысль», М. 1976; «Методологические проблемы современной литературной критики». Сборник статей, «Мысль», М. 1976.[]

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №5, 1978

Цитировать

Заманский, Л. На магистрали современных исследований / Л. Заманский // Вопросы литературы. - 1978 - №5. - C. 239-244
Копировать