№5, 1978/Обзоры и рецензии

Болгарская тема в русской литературе

Георги Германов, Окървавено навечерие (България и българите в руската литература), книгоиздательство «Георги Бакалов», Варна, 1976, 350 стр.

Книга Г. Германова «Кровавый канун. Болгария и болгары в русской литературе» представляет собой ряд очерков, посвященных русским писателям и поэтам XIX века – Пушкину, Тургеневу, Достоевскому, Гаршину, Полонскому и др. Автор старается охватить все, что было написано ими о Болгарии и болгарах. С такой точки зрения русская литература XIX века еще никогда не изучалась. Книга Г. Германова – первый опыт подобного изучения, который можно только приветствовать.

Избранный автором исторический период (20 – 80-е годы XIX столетия) не случаен. В это время происходит ряд столкновений между Россией и Турцией, закончившихся войной 1877 – 1878 годов, принесшей Болгарии и болгарскому народу освобождение от османского ига. Эти события вызвали живой отклик в русском обществе и особый интерес к братскому болгарскому народу, что находило отражение и в общественной жизни, и в литературе. Г. Германов делит свою книгу на три раздела: период от 20-х годов до Крымской войны, эпоха Крымской войны и связанные с ней события и эпоха 70-х годов: Апрельское восстание в Болгарии в 1876 году и Освободительная война 1877 – 1878 годов.

Первая часть книги открывается Пушкиным и заканчивается Белинским. Называя Пушкина родоначальником «болгарской темы» в русской литературе, автор анализирует рассказ «Кирджали», где писатель с большим сочувствием рисует образ болгарина Кирджали – активного борца с поработителями своего народа Пушкин подчеркивал его мужество, стойкость и находчивость, с помощью которых ему удается выйти победителем из, казалось бы, безвыходного положения. Г. Германов указывает, что, хотя материал о болгарском герое Пушкин собрал еще во время южной ссылки, рассказ написан в 30-е годы, в расцвет пушкинской прозы, и поэтому Кирджали не романтический, как обычно считают, а реалистический образ. В рассказе ставится проблема роли личности в историческом процессе, особенно интересовавшая Пушкина в 30-е годы. Далее, кратко коснувшись творчества «поэта-археолога» В. Теплякова, автор обращается к очеркам И. Липранди. Анализируя эти очерки, Г. Германов приходит к убедительному выводу, что они имеют и литературную, и научную ценность, так как отличаются исторической точностью, дают ясное представление о положении болгарского народа в 20 – 40-е годы XIX века, о политическом настроении болгар, об их отношении к России и участии в борьбе за освобождение своего и соседних народов.

В главе, посвященной «поэтическим раздумьям» о Болгарии А. Хомякова – участника войны 1828 – 1829 годов, рассматриваются стихи поэта, посвященные Болгарии. Война, во время которой Хомякову довелось быть в Болгарии я близко познакомиться с болгарским народом, дала ему повод для создания ряда стихотворений, в которых он призывает к объединению славян и борьбе за освобождение братского народа. Г. Германов отмечает широкую популярность стихотворений Хомякова в Болгарии.

В следующей главе дается подробный анализ романа А. Вельтмана «Райна, болгарская царевна». События романа связаны с походами на Дунай киевского князя Святослава (X век). Г. Германов считает, что, несмотря на вымышленный сюжет, А. Вельтману удалось показать некоторые реальные черты исторического прошлого Болгарии, Роман был дважды переведен на болгарский язык. Раздел заканчивается характеристикой взглядов Белинского на болгарский вопрос и его полемики по этому вопросу со славянофилами.

Вторая часть книги озаглавлена «Выяснение идеалов», в ней речь идет о событиях Крымской войны. Вначале автор упоминает стихотворения поэтов-славянофилов Константина и Ивана Аксаковых и Тютчева, связанные с темой объединения славян, а затем переходит к Тургеневу, посвящая ему отдельную главу. В ней центральное место занимает образ Инсарова – героя романа «Накануне»; прототипом для него послужил болгарский интеллигент-демократ Николай Катранов. Г. Германов дает развернутую характеристику Инсарова и выясняет значение этого образа для русской и болгарской читающей публики той поры. Попутно используется статья Добролюбова «Когда же придет настоящий день?». В заключительной главе раздела – «Революционная Россия приветствует революционную Болгарию» – рассматриваются произведения русских писателей-демократов (Чернышевского, Добролюбова, Некрасова, Салтыкова-Щедрина) и их отношение к болгарскому вопросу.

Третья часть книги, охватывающая события 1876 – 1878 годов, открывается характеристикой отношения русского общества и передовых писателей к Апрельскому восстанию 1876 года, зверски подавленному турками. Эти события вызвали живой отклик как в России, так и за границей и получили самую разнообразную оценку. Автор подробно останавливается на отношении к этим событиям Короленко, Некрасова, Салтыкова-Щедрина, Г. Успенского и других передовых представителей русского общества. Он целиком приводит в болгарском переводе стихотворение Тургенева «Крокет в Виндзоре» и стихотворение Н. Югова-Овсяного «Современный «Ад», описывающие последствия зверской расправы турок с болгарским населением.

Переходя к произведениям, рисующим события, связанные с войной 1877 – 1878 годов, Г. Германов останавливается на письмах и военных рассказах участника войны В. Гаршина и на романе К. Станюковича (вышел под псевдонимом К. Телефонов) «В мутной воде», в котором рассказывается о поведении представителей буржуазии, наживающихся на военных поставках.

В книге высоко оценивается творчество ярославского поэта Л» Трефолева, в частности его брошюра «К добрым людям – ярославцам», выдержавшая два издания.

Обращаясь к «Дневнику писателя» Достоевского, Г. Германов показывает, как под влиянием событий в Болгарии, в частности Апрельского восстания 1876 года и зверской расправы башибузуков с мирным болгарским населением, писатель пересматривает некоторые свои взгляды и приходит к мысли о необходимости вмешательства России в отношения Болгарии и Турции, к оправданию войны 1877 – 1878 годов.

Особое место отведено в работе Г. Германова творчеству В. Немировича-Данченко. Автор знакомит читателя с его биографией и творчеством, анализирует статьи и рассказы, связанные с болгарскими событиями и войной 1877 – 1878 годов, во время которой В. Немирович-Данченко выполнял в Болгарии обязанности журналиста-корреспондента.

Книга Г. Германова написана с любовью к своей родине, пережившей тяжелые годы иноземного ига, и к русской литературе, которая горячо отозвалась на несчастья братского болгарского народа. Автор высоко ценит благородный порыв представителей передовой русской интеллигенции, которая не только на словах, но и делом живо откликнулась на события 1876 – 1878 годов. Он особо останавливается на мемуарных свидетельствах, в которых рассказывается о том, как русская передовая молодежь шла в ряды бойцов русской армии в качестве рядовых солдат и сестер милосердия.

В книге правильно отмечается, что «болгарская тема» не была случайной в русской литературе. Она вошла в нее органически, привлекла прогрессивно настроенных писателей. Они писали о Болгарии и болгарах, имея в виду политическую и литературную борьбу в самой России.

Автор прекрасно понимает, что не все писатели, обращавшиеся к теме Болгарии, были одинаково талантливы, многие теперь забыты, но в те годы их произведения имели большое историческое и познавательное значение. Исходя из этого, Г. Германов и стремится познакомить читателя с этими писателями, иногда пересказывая содержание их произведений. Временами автор грешит длиннотами, а в ряде случаев повторяется (см., например, главу о Пушкине и следующую за ней главу об И. Липранди; главу о Тургеневе, в которой много сказано о статье Добролюбова «Когда же придет настоящий день?», и следующую, где опять разбирается та же статья).

Говоря об Инсарове, Г. Германов ставит его в один ряд с героями Чернышевского, в частности с Рахметовым. Но это образы разного плана: при всем своем сочувствии ко всему передовому в русском обществе, Тургенев был далек от позиций, которые занимали революционные демократы. Форму стихотворения «У ворот земства» Трефолев заимствовал не у Некрасова, как утверждает автор, а у А. К. Толстого («У приказных ворот…»).

Однако все это не снижает общего впечатления от книги Г. Германова. Она, несомненно, будет иметь успех у болгарских читателей, углубляя их знакомство с русской литературой XIX века.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №5, 1978

Цитировать

Державина, О. Болгарская тема в русской литературе / О. Державина // Вопросы литературы. - 1978 - №5. - C. 281-284
Копировать