Не пропустите новый номер Подписаться
№1, 2017/Книжный разворот

Н. В. Пестова. Австрийский литературный экспрессионизм: монография

Н. В. П е с т о в а. Австрийский литературный экспрессионизм: монография. Екатеринбург: УГПУ, 2015. 273 с.

Искусство экспрессионизма, приходящееся на первые десятилетия XX века, оказалось чутким камертоном эпохи слома, отказа от косных форм жизни и сопутствующего ему поиска новых эстетических ресурсов. Будучи неоднородным, представленным разнообразными творческими группами и национальными модификациями, данное течение по-прежнему остается лакунарно изученным феноменом. Н. Пестова обращается к такому недостаточно разработанному в истории литературы аспекту, как национальная специфика австрийского экспрессионизма. Действительно, творчество художников Австро-Венгрии долгое время находилось в тени немецкого экспрессионизма — более мощного и по своему критическому накалу, и по количеству ярких творческих индивидуальностей и их объединений, и по числу и влиятельности публицистических изданий, давших путевку в литературную жизнь молодым дарованиям и теоретически обосновавших существование нового искусства. Автор книги ставит под сомнение оправданность исследовательского подхода, при котором австрийская вариация экспрессионизма предстает изначально вписанной в общенемецкий контекст.

Уже на раннем этапе своего бытования австрийский экспрессионизм обладает, по мнению Н. Пестовой, рядом отличительных особенностей: повышенным интересом к эстетическому, устремленностью к иррациональным фантастическим мирам, синкретичностью форм. Новое течение сыграло роль цементирующего начала в объединении и взаимовлиянии разных видов искусств, а молодые писатели — главные герои монографии: талантливые художники Оскар Кокошка и Альфред Кубин, а также Георг Тракль, прославившийся прежде всего как поэт, — продемонстрировали в своем творчестве уникальный синтез литературы, живописи, музыки. В созданном австрийскими экспрессионистами особом интермедиальном типе произведения — Gesamtkunstwerk — проявилось своего рода ренессансное начало (вспомним всесторонне одаренных гениев Возрождения). Однако мироощущение лирических героев экспрессионизма, переживающих вселенскую катастрофу в масштабах своего единичного существования, носит далеко не ренессансный характер. Предельный субъективизм, уход в себя в творчестве австрийских писателей оказались парадоксальным образом наиболее радикальным средством воздействия на внешнюю реальность.

Монография интересна тем, что намечает выход в широкое культурное пространство, не ограниченное только временем существования экспрессионизма. По сути, Н. Пестова включается в дискуссию о природе «австрийскости», о феномене национального духа, которому на протяжении уже не одного десятилетия приписывается самопогруженность, отчужденность от большой жизни общества, опасная самодостаточность. Однако общественно-политическая неангажированность австрийской литературы в целом и, в частности, одного из ее значимых течений — экспрессионизма — кажущаяся. Сосредоточенность художника на себе, его независимое бытие в вымышленном мире фантазии, грезы, сна, симптоматично в принципе, и тем более в стране, познавшей горький опыт призрачного существования в гибнущей империи-обманке. Лирическая остраненность австрийских творцов — вызов рушащемуся миру, кровавому и хаотичному. Попранное человеческое «я» протестует в художественном произведении, беря себе на вооружение прежде всего эстетические средства. И в этом отношении радикализм австрийского экспрессионизма, как верно подчеркнуто в монографии, иного свойства, нежели германский.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №1, 2017

Цитировать

Воротникова, А.Э. Н. В. Пестова. Австрийский литературный экспрессионизм: монография / А.Э. Воротникова // Вопросы литературы. - 2017 - №1. - C. 384-389
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке