Не пропустите новый номер Подписаться
№2, 2007/Книжный разворот

Н. С. Павлова. Природа реальности в австрийской литературе

Н. С. Павлова. Природа реальности в австрийской литературе (Studia philologica). М.: Языки славянской культуры, 2005. 312 с.
Н. Павлова написала исследование о природе реальности в австрийской литературе. Такой книги на материале австрийской литературы и культуры XIX-XX веков еще не было. Книга продолжает традицию отечественного сравнительного литературоведения, заложенную в трудах А. Веселовского, В. Жирмунского, А. Михайлова. Магистральная мысль, которая приводит в единство разнообразный конкретный материал из истории австрийской и русской литератур XIX-XX веков, – мысль о «встречном течении». В русской литературе было воспринято из австрийской культуры то, что ей внутренне близко.
Вопрос о характере австрийской литературы – лишь подступ к основной и глубинной теме книги. Это – внешний сюжет исследования. С ним тесно связан внутренний сюжет – проблема смысла в литературе. Раскрывая эту категорию, автор не стремится к окончательной дефиниции. «Смысл» всегда раскрывается в динамике. Автора интересует процесс возникновения смысла.
Н. Павлова показывает, как менялся с течением времени характер австрийской литературы. Восходящее к древнегреческому первоисточнику слово «характер» этимологически связано с семантикой «отпечатка», «своеобразия» и «чекана». «Характер» народа предстает во времени как подвижный, неустойчивый «отпечаток», как текучий и размывающийся «чекан». Он возникает на основе констант, постоянных величин этнопсихологического склада. Вместе с тем устойчивые черты постоянно размываются, деформируются под воздействием меняющейся реальности. Н. Павлова цитирует глубокую мысль Р. Музиля: «У жителя страны по меньшей мере девять характеров – профессиональный, национальный, классовый, географический, половой, осознанный, неосознанный и еще, может быть, частный; он соединяет их в себе, но они растворяют его, и он есть, по сути, не что иное, как размытая этим множеством ручейков ложбинка…» Особая «ложбинка» австрийской литературы в истории мировой словесности – важная тема рецензируемого исследования.
Каким образом «природа реальности» выражается в литературе? В этом вопросе Н. Павлова опирается на мысль А. Михайлова о том, что всякая историческая эпоха – почва культуры. Внутреннее устройство произведений символически отражает «устроенность самой эпохи». В литературе схватывается «внутренняя форма» жизни. «Внутренняя форма» – одна из граней категории «смысл».
Выражаясь вовне, проступая в литературе, «внутренний мир» австрийцев обнаруживает себя в «театрально-музыкальном начале», «неунывающей общительности». В Австрии до сих пор сохраняют силу традиции «народного барокко», которое соединяет строгую, стройную религиозную картину мира с «вниманием к эмпирике жизни». Цитируя поэта и драматурга рубежа XIX-XX веков Г. фон Гофмансталя, Н. Павлова констатирует: австрийская традиция легко и непринужденно включает «единичное в рамки целого».
Воплощая в творчестве ряд важнейших этнопсихологических констант, национальные классики XIX столетия Ф. Грильпарцер (1791 – 1872) и А. Штифтер (1805 – 1868) передают двойственное переживание мира. Интересна, однако, не двойственность сама по себе. Примечательна ее австрийская форма: двойственность без «двоемирия».
Характерными «австрийскими» свойствами Ф.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №2, 2007

Цитировать

Зусман, В.Г. Н. С. Павлова. Природа реальности в австрийской литературе / В.Г. Зусман // Вопросы литературы. - 2007 - №2. - C. 366-369
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке