№6, 2017/Книжный разворот

Н. М. Солнцева. Репутация куклы

Н. М. С о л н ц е в а. Репутация куклы. М.: Водолей, 2017. 176 с.

Монография известного литературоведа Н. Солнцевой, автора работ о «крестьянских поэтах», имажинизме, Б. Пастернаке, И. Шмелеве, основана на новом для современной филологии материале — куклах. В поле зрения Солнцевой образы кукол в русской и зарубежной литературе, декоративно-прикладном искусстве, живописи и театре, скульптуре и моде. Куклы повсеместно вызывают большой интерес, о них писали и продолжают писать историки театра и народного искусства. Но Н. Солнцева отнеслась к ним по-своему, исследуя «репутацию куклы» сквозь призму идей З. Фрейда, Э. Гуссерля, К. Юнга, Н. Лосского, Ю. Лотмана и других ученых. Исследовательница связывает анализируемые ею образы с разными культурными кодами, философемами, психологическими типами. В монографии так определяется роль куклы в цивилизации: «Литературная кукла <…> наше сознательное и бессознательное, она порождает иллюзии и заполняет ими повседневность» (с. 4), кукла — симулякр, подобие человека, но со своим онтологическим статусом, эстетической, психологической практикой. В куклах можно узнать психологические типы: Буратино — гипертрим, вечный двигатель, Пьеро — эмотив, в Щелкунчике есть что-то от альтруиста, «Кукла — матрица, в нее отливается стереотип…» (с. 5), зеркало времени (с. 102), паттерн поведения, вызывающий из подсознания добрые интенции (с. 113).

В основе композиции книги не хронологический, а типологический подход, поэтому автор свободно переходит от одной эпохи к другой, нередко возвращаясь из XXI века в XX или XIX. Данный подход имеет свои достоинства (всеохватность материала) и недостатки (стирание граней между шедеврами и произведениями второго-третьего рядов или текстами современного литературного процесса, окончательные суждения о которых пока не сформированы). Исследовательница предложила оригинальную типологию куклы: марионетка, интерсубъективные куклы, арлекины, жертвы, злодейки, чертовы куклы, пустышки; манкие, роскошные, гламурные; хранительницы, фарфоровые, солдатики, статуи, социальные, кукольные домики. Эта классификация несколько напоминает стереотипы женских образов в русской культуре, обнаруженные Ю. Лотманом1, но она более разветвленная. Структура четырнадцати глав монографии определена типологией кукол, которую разработала Н. Солнцева.

  1. Нежно любящая женщина, жизнь и чувства которой разбиты; демонический характер, разрушающий все условности созданного мужчинами мира; женщина-героиня. []

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №6, 2017

Цитировать

Давыдова, Т.Т. Н. М. Солнцева. Репутация куклы / Т.Т. Давыдова // Вопросы литературы. - 2017 - №6. - C. 378-381
Копировать