Н. А. Соловьева. История зарубежной литературы. Предромантизм
Жанр учебного пособия, к которому принадлежит книга профессора МГУ Н. Соловьевой, по традиции не предполагает проблематизации ни предмета изучения, ни способов его подачи: в дидактическом тексте все должно быть ясно, авторитетно, исчерпывающе. Так было всегда. Но как быть теперь, когда многие понятия и теории и истории литературы (эпоха, направление, стиль, автор, жанр, канон), да и сами термины «история» и «литература» стали проблематичными и, если не умерли (как, например, «метод»), то превратились в нечто сомнительное?
Одним из самых сомнительных и непроясненных понятий в числе других остается «историко-литературная эпоха» (в соответствии с делением истории литературы на «эпохи» организуются и университетские «общие курсы», для которых и создаются учебники). Каков принцип выделения этих «эпох»? К примеру, можно ли считать равнозначными «эпохами» тысячелетнюю средневековую цивилизацию и тот же «XIX век»?
Марксисты любили превращать в вехи литературного процесса всякого рода «революции», включая в их число и крестьянские бунты, и государственные перевороты. Тогда можно выделить в самостоятельную «эпоху» рубеж XIX и XX столетий, обозначив границы этого «рубежа» 1860-ми – 1920-ми годами1. Но почему тогда не считать равнозначными «эпохами» периоды с 1560-х по 1620-е годы (так называемую «осень Возрождения», она же «эпоха маньеризма») или 1760-е – 1820-е годы – время, которое в Германии именуют «эпохой Гете» (не всегда же только на Францию ориентироваться!)?
Временная длительность, пролегающая между выходом в свет «Новой Элоизы» (1761) и смертью Байрона (1824), не менее «эпохальна», нежели «рубеж XIX – XX столетий». И перед нами будет еще одна, на сей раз в учебном процессе никак не фиксированная «эпоха» – «предромантизм».
Н. Соловьева, известный знаток предромантизма, как «эпоху» это явление и трактует, когда задается целью «определить его компоненты, составляющие определенную систему и отличающие его от предшествующей и последующей эпох…» (с. 6; курсив мой. – С. П.). Но предромантизм в ее представлении не только «эпоха», но и «переходный период» (с. 3), «связующее звено между двумя эпохами, Просвещением и романтизмом» (с.
- »Западная культура конца XIX – начала XX века (от 1860-х до 1920-х годов) представляет собой особый тип эпохи». См. учебное пособие: Зарубежная литература конца XIX – начала XX века / Под ред. В. М. Толмачева. М.: Academia, 2003. С. 6. [↩]
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №4, 2006