№7, 1960/Обзоры и рецензии

Мысли о лирической поэзии

Юрій Барабаш, Поет і час. Статті та літературні портрети. Радянський письменник, Київ, 1958, 199 стр.

Советские критики и литературоведы часто говорят о необходимости писать живым и образным языком, так, чтобы работы о литературе становились достоянием народа, а не только узкого круга специалистов.

Как много еще у нас книг и статей, написанных трудным, «наукообразным» языком, с неизменно штампованными оценочными фразами и определениями! Сколько раз мы читаем о том или ином писателе, что он «занимает выдающееся место», «играет исключительную роль», «является ведущим представителем» и т. д. И как часто слишком общие суждения о реализме, правдивости и народности, применяемые нашими критиками и литературоведами, могут быть отнесены к любому из крупных мастеров слова.

Но вот перед нами небольшой сборник статей молодого украинского критика Юрия Барабаша «Поэт и время» – плод его раздумий о судьбах лирической поэзии в наши дни, о связи поэта с современностью. Приятно читать страницу за страницей эти статьи, написанные в непринужденной манере, свободные от навязчивых шаблонов.

Книга открывается «Письмами об идейности лирики» – ответом поэту, обратившемуся к критику с письмом, в котором он «отказывается от лирических стихотворений в пользу идейно-гражданских».

Ю. Барабаш на конкретных примерах наглядно показывает, что схоластическое разделение поэзии на чисто лирическую и идейно-гражданскую не имеет под собой никакой почвы. «Лирика – не бранное слово, – пишет критик, – не синоним бесхребетности и безыдейности, это один из трех основных родов литературы – как эпос и драма. Она бывает идейной и безыдейной, боевой и «камерной», затрагивает проблемы высокой гражданской значимости или не затрагивает их, – дело тут не в жанре, а в творце» (стр. 9).

Если с «лирическим» связывать, следуя автору письма, представление о сугубо «камерных» ощущениях одной индивидуальности, то как же понимать, скажем, «Моабитскую тетрадь» Мусы Джалиля или «Розы и виноград» Максима Рыльского? Только очень поверхностному и недалекому человеку может показаться, что стихи Мусы Джалиля, написанные в фашистском застенке буквально кровью сердца, выражают всего лишь личные переживания узника. В этих стихах, глубоко искренних и человечных, слышен голос всех борцов против войны и фашизма. Муса Джалиль – подлинный лирик, органически сочетавший личное с общественным, а ведь в этом и есть истинное назначение поэта.

Горячо и взволнованно выступает Ю. Барабаш в защиту поэзия, исполненной гражданского пафоса и вместе с тем далекой от голой риторики и пустозвонных деклараций, предостерегает критиков от вульгарного, прямолинейного толкования поэтических произведений.

Взять к примеру стихи Максима Рыльского из сборника «Розы? и виноград». Все здесь дышит восхищением перед природой, перед мудростью человека, преобразующего эту природу своим вдохновенным трудом. Иной схоласт, не найдя в стихах автора сборника прямой публицистичности, был бы склонен признать эти стихи «лирически безыдейными». Задача критика – раскрыть богатство чувств поэта, широту его кругозора, умение в любом, казалось бы, незначительном явлении находить «огромную человечность и любовь к жизни». Это поэзия, где «высокие идеи мира, дружбы народов, вера в неисчерпаемую животворную силу человеческого гения, человеческого труда существуют не в голых абстракциях, а в живых, зримых образах» (стр. 19).

Ю. Барабаш ведет беседу с читателем о многогранности лирического творчества, о специфике лирики как жанра. В статье «Личный мир поэта» он показывает, что поэт не может существовать вне связи с современностью, из которой он черпает образы, идеи, материал для творчества. Но одно и то же явление, событие могут быть по-разному восприняты поэтами-современниками, в зависимости от их индивидуальных особенностей: «Так проявляется личный мир художника-с индивидуальным кругозором, взглядами, оценками, мир широкий или ограниченный, загадочный или ясный, мрачный или светлый, мир, в котором находят выражение классовые, партийные, общественные интересы и стремления творца, сила таланта и характерные чисто индивидуальные его особенности» (стр. 43).

Здесь можно только перечислить отдельные, весьма интересные проблемы развития советской лирической поэзии, которых касается Ю. Барабаш: конфликтность в лирике, характер лирического героя, подлинная и мнимая широта кругозора поэта и т. д.

Одно из главных достоинств книги – четкость и конкретность суждений критика.

Выводы его складываются на основе анализа стихотворений советских поэтов, главным образом украинских.

В разделе «Литературные портреты» даются характеристики творчества В. Блакитного (Эллана), И. Выргана и Б. Котлярова.

В свое время, когда статья Ю. Барабаша о Блакитном – «бойце первого призыва», как называет его автор, была опубликована, она явилась, свежим напоминанием о творчестве этого незаслуженно забытого поэта. Но, включая статью в сборник, критик должен был бы ее переработать,, более детально раскрыть сложный и противоречивый путь В. Блакитного, начавшего с идейных блужданий, связанных с пребыванием в мелкобуржуазной партии боротьбистов и сделавшегося затем – после прихода к большевизму – выразителем бурной революционной эпохи.

Анализируя творческое своеобразие И. Выргана, поэта, выступившего с первыми книгами в 30-х годах, Ю. Барабаш полемизирует с теми критиками, которые обвиняли его то в тяготении к натурализму, то в тенденциях к эстетству и украшательству. Ю. Барабаш указывает и на неудачи И. Выргана, в частности, в поэме «Леся», где, делая попытку создать аллегорический образ Леси Украинки как некой «легендарной воительницы», он отступает от позиций реализма.

В творчестве Б. Котлярова – русского поэта, работающего на Украине, Ю. Барабаш справедливо находит то «героическое и простое» (так озаглавлена статья), что служит отличительной чертой его лирики. Но временами критику изменяет чувство меры, и он уж слишком «захваливает» поэта, умалчивая о слабых сторонах его творчества.

Несмотря на то, что книга Ю. Барабаша составлена из отдельных статей, ее воспринимаешь как цельную работу. Автору удалось раскрыть перед читателем богатство и разнообразие современной украинской лирики.

Сборник «Поэт и время» пронизан пафосом утверждения современное» как основы лирического творчества наших поэтов.

Цитировать

Дейч, А. Мысли о лирической поэзии / А. Дейч // Вопросы литературы. - 1960 - №7. - C. 218-219
Копировать