Михаил Булгаков и Владикавказ. Пьеса «Сыновья муллы» и ее осетинский перевод
Биография и творчество М. Булгакова исследованы обстоятельно. Особенно активно его произведения стали изучаться в последние несколько десятилетий, однако, несмотря на многоаспектность исследований художественного наследия Булгакова, одним из малоизученных вопросов остается ранний период его литературного творчества, связанный с пребыванием писателя во Владикавказе в 1919–1921 годах.
Владикавказский период жизни Булгакова — важный этап в изучении его творческой биографии. Именно здесь происходит становление Булгакова-литератора, навсегда оставившего медицину1. Будучи мобилизованным в ряды Белой армии в качестве военного врача, в 1919 году Булгаков прибывает во Владикавказ в должности начальника медицинской службы 3-го Терского казачьего полка (находился в то время на ул. Госпитальной, ныне ул. Титова). Владикавказская жизнь Булгакова пришлась на тяжелое для страны и для народа время. Пореволюционные годы, Гражданская война, голод, свирепствующий тиф… Именно заражение вшивым возвратным тифом (возвратной вшивой лихорадкой) и помешало Булгакову эмигрировать вместе с Белой армией в марте 1920 года, когда Красная армия заняла город Владикавказ.
Как известно, Булгаков владикавказский период своей жизни не любил — они с женой Т. Лаппа голодали, были лишены нормального жилья, а личный успех в провинциальных театрах не удовлетворял амбиции начинающего писателя. Однако трудная в материальном отношении жизнь Булгакова (семья даже продавала личные вещи) была плодотворной в творческом плане: заведование литературной частью, а затем театральной секцией Подотдела искусств народного образования Владикавказского ревкома2, постановки пьес, проведение литературных диспутов и творческих вечеров, сотрудничество с газетой «Коммунист», чтение лекций по литературе, театральному и музыкальному искусству3. Литературная секция, которой Булгаков, собственно, руководил, через газету «Коммунист» не раз приглашала лекторов для чтения вступительных слов об искусстве на концертах и спектаклях. Так, в одном из номеров опубликовано объявление следующего характера:
Приступая к устройству литературной студии и мастерской литературного цеха, литературная секция приглашает т.т. мастеров поэзии и прозы, желающих читать курсы лекций по истории и теории литературы, о новых путях в творчестве, теории поэзии и т. д. Для переговоров просят приходить ежедневно, кроме воскресений, в подотдел искусств к заведующему литературной секцией от 11 до 12 ч. по общегосударственному времени («Коммунист», 1920, 28 апреля).
Сам Булгаков активно включен в эту деятельность. Читает лекции по русской и зарубежной литературе, знакомит слушателей с новыми именами в искусстве… В газете «Коммунист» от 8 июня 1920 года читаем:
Во 2-ом советском театре (Гигант)4 во вторник 8-го июня в 9 часов вечера концерт-лекция, посвященная Э. Григу, при участии т.т. Булгакова (лектор), Адамовича, Липецкого (пение) и квартета подотдела искусств.
Булгаков участвовал и в сборе желающих заниматься в Народной Драматической студии сценического искусства осетин; некоторые ее участники впоследствии закладывали основу осетинского театра. Да и в целом
в эти первые дни Советской власти во Владикавказе Булгаков брался за любую работу, какую только предоставлял «господин случай»… Делился всем, что умел и что знал, горячо, активно, со всем жаром своей души отдавался он новому для него делу. Ничуть не приспосабливаясь ко вкусам тех, кто только приступал к освоению великой культуры прошлого, он говорил всегда то, что думал, что накопилось за годы самостоятельного чтения, за годы увлечения литературой и искусством [Кусов, Дудаева 2020: 17].
Накануне отъезда в Тифлис в мае 1921 года Булгаков был приглашен на должность декана театрального факультета в открывшемся весной того же года Горском Народном Художественном институте с 57 обучающимися5. Очевидное признание Булгакова лучшим профессиональным драматургом того времени во Владикавказе и послужило основанием для избрания его на эту должность.
За два года пребывания во Владикавказе, с начала сентября 1919-го по май 1921-го6, Булгаков написал первые пьесы для местного драматического театра7, которые неоднократно с успехом ставились на сцене. Автор сам руководил постановкой своих пьес на сцене Владикавказского театра [Литвиненко, Плиева, Русанов 1971: 71]. Из письма К. Булгакову:
Потом на сцене пошли мои пьесы <…> «Турбины» четыре раза за месяц шли с треском успеха <…> В театре орали «Автора» и хлопали, хлопали… Когда меня вызвали после 2-го акта, я выходил со смутным чувством <…> Смутно глядел на загримированные лица актеров, на гремящий зал… [Булгаков 1976: 454]
Все сказанное самим Булгаковым никак не соотносится с обрушившейся критикой на спектакль, помещенной на страницах газеты «Коммунист» в постоянной рубрике «Театр и искусство» театральным рецензентом М. Воксом, в числе прочего объявившим:
Мы не знаем, какие мотивы и что заставило поставить на сцене пьесу М.
- Впрочем, известно, что отказ Булгакова от врачебной деятельности не был добровольным. Будущий писатель опасался мобилизации в Красную армию [Этингоф 2017: 52].[↩]
- Подотдел искусств народного образования Владикавказского ревкома возглавлял вначале известный писатель Ю. Слезкин (автор романа «Столовая гора», прототипом главного героя А. Турбина (sic!) в котором послужил Булгаков), затем его в этой должности сменил Г. Евангулов. В должности заведующего областным отделом народного образования состоял Б. Этингоф. Вскоре, как пишет О. Этингоф, после Слезкина из подотдела искусств был уволен и Булгаков (июль (?) 1920 года). Причиной увольнения было белогвардейское прошлое Булгакова. Однако в письме к двоюродному брату К. Булгакову, датированном 16 февраля 1921 года, писатель указывает обратный адрес Областного подотдела искусств.[↩]
- Об активной деятельности подотдела искусств можно судить по ежедневным отчетам на страницах газеты «Коммунист» (1920–1921 годы). Газета также знакомила читателя с репертуаром 1-го Владикавказского советского театра (от постановок пьес русских драматургов до классиков зарубежной литературы). Там же дается хроника мероприятий, организованных музыкальной секцией подотдела искусств.[↩]
- Во Владикавказе в начале 1920-х годов существовало два советских театра: драматический (Первый советский театр) и концертный (Второй советский театр). На сцене Первого ставились спектакли. Во Втором советском оперном театре (располагался в здании кинотеатра «Гигант») шли концерты, различные представления, читались лекции и т. д. Со сцены этого театра Булгаков читал лекции по музыкальному искусству, участвовал в литературных диспутах.[↩]
- В помещении бывшего Николаевского училища (Александровский пер., д. 5б). Ныне это здание агрономического факультета Горского государственного аграрного университета (Тимирязевский пер., д. 3).[↩]
- Некоторые исследователи указывают как дату прибытия Булгакова на Северный Кавказ конец августа 1919 года. Путаница, видимо, связана с датировкой по старому стилю (30 августа — 12 сентября; см.: [Соколов 1997: 58]). Всего же Булгаков во Владикавказе был три раза и каждый раз с новой женой: первый — во время Гражданской войны (1919–1921 годы) с Лаппа; второй — в 1928 году проездом по Военно-Грузинской дороге до Тбилиси, когда, возвращаясь в Москву через Владикавказ, посетил в театре оперетту «Баядера» с Л. Белозерской; третий — в 1936 году вместе с Е. Шиловской (урожденной Нюренберг), когда вылетал после отдыха в Сухуми из Владикавказа в Москву. Из письма Булгакова театральному деятелю, близкому другу семьи Я. Леонтьеву: «…мы собираемся выехать отсюда (из Сухума. — Е. Д.) 27–28.VIII-го через Тифлис — Владикавказ (Орджоникидзе)» (Сухум, гостиница «Синоп». 17.VIII.1936) [Булгаков 1989: 365–366].[↩]
- Первого советского владикавказского театра, открыт в 1871 году. Ныне это Академический русский театр имени Е. Вахтангова.[↩]
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №1, 2025
Литература
Блохин Н. Михаил Булгаков на Кавказе // Дальний Восток. 2013. № 3. С. 176–202.
Булгаков М. А. Письма к родным (1921–1922 годы) // Известия Академии наук СССР. Серия литературы и языка. 1976. Т. 35. № 5. С. 451–464.
Булгаков М. А. Письма. Жизнеописание в документах / Ред. В. И. Лосев. М.: Современник, 1989.
Вокс М. <Б. н.> // Коммунист. 1920. 4 декабря.
Гиреев Д. Михаил Булгаков на берегах Терека. Орджоникидзе: Ир, 1980.
Егиков Г. Г. Письмо его Булгакову Михаилу Афанасьевичу от 23 октября 1928 года // Архив М. А. Булгакова. ИРЛИ РАН. Ф. 369. Оп. 1. № 385.
Кусов Г. И., Дудаева З. С. Владикавказские загадки Михаила Булгакова. Владикавказ: Ир, 2020.
Литвиненко М., Плиева Ж., Русанов И. Русский театр в Осетии. Орджоникидзе: Ир, 1971.
Рудницкий К. Ранняя проза Михаила Булгакова // Театр. 1987. № 6. С. 131–133.
Самсонова М. А. Художественные особенности биографизма М. А. Булгакова (на материале произведений 1920-х гг.) // Личность. Культура. Общество. 2011. Т. XIII. Вып. 3 (№ 65–66). С. 292–296.
Смелянский А. Михаил Булгаков в Художественном театре. М.: Искусство, 1986.
Соколов Б. В. Булгаковская энциклопедия. М.: ЛОКИД, Миф, 1997.
Тотров Б. Из воспоминаний актера. Дзауджикау: Госиздат Северо-Осетинской АССР, 1952.
Файман Г. «Местный литератор» Михаил Булгаков (Владикавказ
1920–1921 гг.) // М. А. Булгаков — драматург и художественная культура его времени: Сб. ст. / Сост. А. А. Нинов. М.: Союз театральных деятелей РСФСР, 1988. С. 209–224.
Чудакова М. О. Жизнеописание Михаила Булгакова. 2-е изд. М.: Книга, 1988.
Этингоф О. Е. Иерусалим, Владикавказ и Москва в биографии и творчестве М. А. Булгакова. М.: ЯСК, 2017.
Яновская Л. М. Творческий путь Михаила Булгакова. М.: Советский
писатель, 1983.
Яновская Л. М. Последняя книга, или Треугольник Воланда.
М.: ПРОЗАиК, 2013.