№11, 1968/Коротко о книгах

Метод и стиль Тургенева-романиста

Г. Курляндская, Метод и стиль Тургенева-романиста, Приокское книжное изд-во, Тула, 1967, 248 стр.

Литературоведам часто приходится работать в пограничных зонах, затрагивая сферы истории, истории общественной мысли, философии, журналистики и т. п., особенно когда эти зоны недостаточно исследованы. К сожалению, при этом иногда литературовед всю энергию отдает изучению именно смежных сфер, забывая о специфике своей науки, или же вспоминает о ней в конце работы, и тогда вместо обстоятельного анализа образуется довесок, не связанный с основным исследованием.

Книга Г. Курляндской выгодно отличается от такого рода работ: автор исследует самую «сердцевину» художественного текста – отражение тургеневского метода в композиции, образах, стиле и языке его произведений. Автору удалось сочетать историко-литературный анализ с теоретическими выводами и оттенить несколько ведущих черт тургеневского метода, которые он рассматривает в различных планах. Такой чертой явилась, например, диалектика. Ведь Тургенев не только превосходно знал Гегеля, его духовный и этический облик сформировался на диалектических контрастах эпохи и представлял собой сложное, противоречивое явление. Очень хорошо об этом сказал Л. Толстой в письме к А. Н. Пыпину от 10 января 1884 года: «По моему, в его (то есть Тургенева. – Б. Е.) жизни и произведениях есть три фазиса: 1) вера в красоту (женскую любовь – искусство). Это выражено во многих и многих его вещах; 2) сомнение в этом и сомнение во всем. И это выражено и трогательно, и прелестно в «Довольно», и 3) не формулированная, как будто нарочно из боязни захватить ее (он сам говорит где-то, что сильно и действительно в нем только бессознательное), не формулированная, двигавшая им и в жизни, и в писаниях вера в добро – любовь и самоотвержение».

В творчестве Тургенева сложно переплетались реалистическое и романтическое, гамлетовское и донкихотское, личное и общественное, старое и новое, застывшее и меняющееся, вечное и временное, детерминированное и иррациональное. Г. Курляндская хорошо это показала на многих примерах; особенно интересен в этом отношении анализ тропов, в употреблении которых отразилась диалектичность и, так сказать, многоплановость тургеневского метода.

Цитировать

Егоров, В. Метод и стиль Тургенева-романиста / В. Егоров // Вопросы литературы. - 1968 - №11. - C. 228-229
Копировать