Мемориальный дом-музей А. С. Грина. Грин в Старом Крыму
В июле 1929 года на набережной Феодосии Александр Грин встретил мальчика, несшего в руках маленький шевелящийся сверток. Стремясь дать живому существу свободу, писатель приобрел его тут же, без раздумий. Новый питомец оказался еще не вполне оперившимся птенцом хищной птицы и нуждался в постоянной заботе. Оставив многолюдную Феодосию, часть лета 1929 года Грин провел в тихом Старом Крыму. Здесь он надеялся приучить своего быстро растущего питомца к самостоятельной и свободной жизни. Грин снимал вместе с женой Ниной Николаевной и ястребом Гуль-Гуль комнату в небольшом окруженном цветущим садом домике вблизи леса — даче Шемплинских — по адресу: улица Свободы, дом 1. Домик садовода А. Шемплинского не сохранился — сейчас на его месте находится здание городской больницы. События этого лета легли в основу сюжета рассказа-были «История одного ястреба» (1929).
В ноябре 1930 года Александр Степанович вместе с семьей покидает Феодосию и переезжает в Старый Крым. Этому переезду способствуют не только настоятельные рекомендации врачей (целебный климат Старокрымской долины уже был хорошо известен в медицинских кругах), но и суровая бедность, вынудившая писателя и его семью искать доступное по цене жилье. Все чаще Александр Степанович получает отказы издательств в публикации своих произведений, «не сообразных эпохе». Это приводит семью к угрожающему безденежью, преграждает путь писателя к его преданным читателям. К тому времени были уже написаны и вышли в свет романы, которые принесли Александру Грину заслуженную славу. В 1928 году была издана «Бегущая по волнам», в 1929 году — «Джесси и Моргиана», в 1930-м — последний завершенный роман Грина «Дорога никуда». В Старом Крыму Грины поселились на квартире у Ольги Ивановны Зенькович по адресу: улица Большая, дом 98 (сейчас Ленина, 101). Будучи большим любителем пеших прогулок, Грин часто, один и вместе с Ниной Николаевной, ходит по лесным тропам вдоль ручьев и оврагов и поднимается на склоны горы Агармыш, чтобы оттуда вновь видеть черепичные крыши любимой Феодосии, корабли, стоящие на рейде, зубчатые скалы Карадага. Отсюда, из этого дома, 22 апреля 1931 года Грин совершил одиночную прогулку к морю, в Коктебель, к Максимилиану Волошину, она стала его последним дальним путешествием.
В середине мая 1931 года Грины переселились на квартиру в частном домике несколькими кварталами ближе к лесу по улице Октябрьской, 51, принадлежавшем Евдокии Афанасьевне Власенко (этот дом не сохранился). Маленькая комнатка в саманном домике с низкими потолками и крошечным окном, выходящим на северную сторону, стал нелюбимым и вынужденным прибежищем писателя. 1931 год был в Крыму голодным. В семье Гринов кончились деньги и продукты. Хлеб выдавали по карточкам.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №1, 2011