Не пропустите новый номер Подписаться
№6, 1990/Литературная жизнь

Масскультура: наша, домашняя, современная

Е. Сергеев. Мы встретились, чтобы потолковать о современной отечественной массовой культуре. Но сперва не мешало бы определиться в терминах, поскольку «массовая культура» – понятие импортное и у нас оно трактуется весьма своеобразно. По сути, оно превратилось просто в цензурное ругательство. Масскультурой обзывают все что угодно, к ней причисляют (в зависимости от того, кому кто не нравится) и Пикуля, и Рязанова, и Ю. Семенова, и Глазунова, и Вознесенского, и Куняева, Высоцкого с Окуджавой, и Проскурина с Ан. Ивановым.

На Западе же понятие «масскультура» – это производное от массового общества, то есть такого общества, которое основано на массовом производстве и массовом же потреблении; высокий уровень жизни и высокая технологичность работы, быта и отдыха – его необходимые признаки. Уже из этого ясно, что наше общество массовым никак не назовешь. Значит, и популярную культуру нашего общества именовать «ихним» термином не следовало бы. Однако понятие импортировано, оно прижилось, с чем приходится считаться, но при этом нужно все-таки помнить, что различия, к тому же многочисленные и существенные, есть.

Перечислю лишь некоторые и начну с частностей.

Вот, скажем, пресловутые секс и насилие. Для западной масскультуры – обычная острая приправа, своего

рода кетчуп, а у нас в недавнем прошлом не то что секс, но показ обнаженной натуры могли себе позволить только наиболее самостоятельные художники, например Андрей Тарковский.

Далее. Там, «у них», изготовление масскультуры – это бизнес, коммерция, это поставленное на поток высокотехнологическое производство. Тиражи, реклама, маркетинг, изучение спроса, финансирование и прочее – все это само собой. А у нас – производство кустарное, самодельное:

Цитировать

Сергеев, Е. Масскультура: наша, домашняя, современная / Е. Сергеев, С. Шведов // Вопросы литературы. - 1990 - №6. - C. 36-56
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке