№9, 1979/Жизнь. Искусство. Критика

Марксистско-ленинская концепция личности и эстетический идеал советской литературы

Принятое в мае 1979 года постановление ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы» является, важнейшим партийным документом, конкретизирующим и развивающим далее решения XXV съезда КПСС. Развернутый, обстоятельный анализ состояния дел, данный в Постановлении, показывает, что после съезда в нашей стране многое сделано для повышения сознательности масс, подъема общего уровня идеологической работы. Вместе с тем ЦК КПСС отметил, что на этом ответственейшем участке нашей деятельности еще немало недостатков. Качество идеологической работы далеко не всегда соответствует современному высокому образовательному и культурному уровню советских людей, не учитывает в должной мере динамичности социально – экономических процессов и духовной жизни нашего общества. Идеологическая работа, бывает и так, порой ведется без необходимого учета резкого обострения идеологической борьбы в мире. Средствам массовой информации «нередко не достает умения живо и доходчиво показывать и пропагандировать лучшие достижения, передовой опыт отдельных тружеников, целых трудовых коллективов». «С задачами, которые партия ставит перед идейно-воспитательной работой, – говорится также в Постановлении, – несовместимы встречающиеся еще боязнь открыто ставить на обсуждение актуальные вопросы нашей общественной жизни, тенденция сглаживать, обходить нерешенные проблемы, острые вопросы, замалчивать недостатки и трудности, существующие в реальной жизни». В качестве недостатка идеологической работы указано и на неумение воздействовать на умы и чувства людей, проистекающее из-за словесной трескотни, склонности к штампам.

ЦК КПСС сосредоточил внимание всех тех, кто связан с идеологической работой, а следовательно, и наше – литературоведов, критиков, преподавателей литературы, – на решении таких актуальных задач, как обеспечение высокого научного уровня идейно-воспитательной работы; дальнейшее усиление ее связи с жизнью; развитие ее наступательного характера.

Неоднократно подчеркнутая в Постановлении мысль, что сердцевиной всей нашей идеологической деятельности было и остается формирование марксистско-ленинского мировоззрения, также прямо относится к нам, исследователям и пропагандистам литературы, этого важнейшего участка фронта идеологической борьбы в мире.

В свете Постановления особый интерес представляет собой рассмотрение с боевых, актуальных, марксистско-ленинских позиций таких ключевых для нашей теории и практики вопросов, как концепция человека, эстетический идеал литературы, позиция писателя.

Дело в том, что сущность человека, смысл его жизни, отношения человека и общества – вот проблема проблем современных философских, социологических, идеологических дискуссий, весьма бурно и противоречиво протекающих в сегодняшнем мире. Трудно перечислить даже основные направления общественной мысли, штурмующие с разных сторон эту господствующую «высоту», от овладения которой зависит решение остальных задач социальной теории и практики.

Так, новейшие психоаналитики, например американец Э. Фромм, исповедуют изначальную иррациональность, стихийность, и следовательно, и практическую непознаваемость человека. Франкфуртская школа (например, Т. Адорно и М. Хоркхаймер) исходит из того, что человек изначально был хорош, но обесчеловечивается под воздействием технической цивилизации. Экзистенциалисты (например, Ж. -П. Сартр) утверждают, что человек, напротив, не зависит от общества, что он сам творит себя по своему проекту. Персоналисты другого толка, религиозного, например Ж. Доменак, видят спасение человека и человечества в религии. Прагматики, например Г. Кан, ищут решение всех проблем в технократическом руководстве. И т. д. и т. п. Растерянность философов понятна – в условиях энергично изменяющегося мира, в условиях бурного наступления НТР, в условиях глобальной экологической угрозы они создают разного рода клубы и школы, которые, противореча одна другой, стремятся ухватить нечто устойчивое в этом ускользающем от их понимания, все усложняющемся феномене – в человеке и в сообществе людей.

Но вот что их объединяет при всех различиях. Практически нет такой современной буржуазной философской школы, которая не спорила бы с марксизмом или не пыталась бы (подобно Г. Маркузе и его приверженцам) в укороченном, искаженном виде приспособить его к своим постулатам. Марксизм, в том числе марксистско-ленинская концепция человека, оказывается той осью, вокруг которой вращаются все философские и идеологические споры. В этих условиях имеет смысл хотя бы тезисно, лаконично остановиться на некоторых фундаментальных, приобретающих сегодня особую актуальность положениях марксизма – учения, определяющего реальную ценность явлений и их взаимосвязь в соответствии с объективным положением вещей и подлинными перспективами их развития.

1

К. Маркс, который, по словам В. И. Ленина, был далек от утопических мечтаний и ставил «вопрос о коммунизме, как естествоиспытатель поставил бы вопрос о развитии новой, скажем, биологической разновидности» 1, неоднократно формулировал свое представление о смысле и цели общественного движения. «Развитие человеческих сил, которое является самоцелью» – эта фундаментальная мысль сформулирована в «Капитале», и именно она, в сущности, составляет сердцевину гуманистической концепции его автора (подчеркнуто мной. – Ю. А.).

Подобное убеждение было присуще К. Марксу смолоду. В его ранних рукописях 1844 года читаем: «Мы видим, как на место политико-экономического богатства и политико-экономической нищеты становятся богатый человек и богатая человеческая потребность. Богатый человек – это в то же время человек, нуждающийся во всей полноте человеческих проявлений жизни, человек, в котором его собственное осуществление выступает как внутренняя необходимость, как нужда» 2.

Афористически звучит высказанное в «Немецкой идеологии» убеждение, что «каждый, в ком сидит Рафаэль, должен иметь возможность беспрепятственно развиваться» 3.

Взгляды основоположников марксизма на природу подлинно «богатого человека», то есть нуждающегося во всей полноте проявлений жизни, выраженные ими в многочисленных трудах, письмах, суждениях об искусстве, примечаниях к конспектам, способны составить своего рода классическую хрестоматию гуманистических воззрений. Но в данном случае нам – в принципиальной полемике с технократами, со сторонниками НТР как самодовлеющей цели – хотелось бы подчеркнуть, что свои гуманистические взгляды К. Маркс и Ф. Энгельс высказывали в неразрывной связи прежде всего с анализом именно экономических категорий. Эти взгляды не утопия, а результат трезвого, всестороннего анализа развития общественного производства. Так, относительно проблемы занятого на производстве времени и времени, высвобождающегося благодаря росту производительности труда, К. Маркс писал в рукописях 1857 – 1858 годов: «Происходит свободное развитие индивидуальностей, и поэтому имеет место не сокращение необходимого рабочего времени ради полагания прибавочного труда, а вообще сведение необходимого труда общества к минимуму, чему в этих условиях соответствует художественное, научное и т. п. развитие индивидов благодаря высвободившемуся для всех времени и созданным для этого средствам» 4. И далее: «Сбережение рабочего времени равносильно увеличению свободного времени, т. е. времени для того полного развития индивида, которое само, в свою очередь, как величайшая производительная сила обратно воздействует на производительную силу труда. С точки зрения непосредственного процесса производства сбережение рабочего времени можно рассматривать как производство основного капитала, причем этим основным капиталом является сам человек» 5.

Подлинно научной формулой выглядит определение: «развитие богатства человеческой природы как самоцель», данное К. Марксом в связи с его критическим анализом экономических взглядов Д. Рикардо в «Теориях прибавочной стоимости», вошедших четвертым томом в «Капитал» 6.

Развитие человеческих сил, которое является самоцелью; богатый человек, нуждающийся во всей полноте человеческих проявлений жизни; развитие богатства человеческой природы как самоцель – эти и аналогичные им основополагающей важности высказывания К. Маркса, формулирующие цель и смысл общественного развития, были поддержаны и развиты В. И. Лениным, выдвинувшим в качестве государственной задачу «полного благосостояния и свободного всестороннего развития всехчленов общества» 7.

Марксистско-ленинская концепция человека вошла в жизнь нашего общества развитого социализма и отражена в статье Конституции, законодательно закрепившей реальность того гуманистического положения, которое провидели основоположники научного социализма: «Статья 20. В соответствии с коммунистическим идеалом «Свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех» государство ставит своей целью расширение реальных возможностей для применения гражданами своих творческих сил, способностей и дарований, для всестороннего развития личности».

Возвращаясь к импульсу данной стать», к полемике с буржуазными философами, и в частности к ядовитому постулату: «социализм с человеческим лицом», долженствующему противостоять якобы «ненастоящему социализму» советского типа, хочется спросить: может ли даже по идее быть более «человечное» лицо, чем то, которое декларировано здесь? В этой законодательно четко сформулированной статье Конституции, опирающейся на «Манифест Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса, подчеркнут не только смысл наших гуманистических устремлений, но и – в соответствии с материалистической основой нашего мировоззрения – в ней определены и те материальные условия, которые содействуют достижению цели, и это очень существенно!

Что же это за «реальные возможности», о которых говорит Конституция, и в чем состоит их расширение? Снова обратимся к учению основоположников научного социализма.

2

«Не требуется большой остроты ума, – писали К. Маркс и Ф. Энгельс в работе «Святое семейство», – чтобы усмотреть необходимую связь между учением материализма… о влиянии внешних обстоятельств на человека, о высоком значении промышленности, о правомерности наслаждения и т. д. – и коммунизмом и социализмом.

  1. В. И. Ленин, Полн. собр. соч., т. 33, стр. 85.[]
  2. К. Маркс и Ф. Энгельс, Из ранних произведений. Госполитиздат, 1956, стр. 596.[]
  3. К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, т. 3, стр. 392.[]
  4. К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, т. 46, ч. II, стр. 214.[]
  5. Там же, стр. 221.[]
  6. Там же, т. 26, ч. II, стр. 123.[]
  7. В. И. Ленин, Полн. собр. соч., т. 6, стр. 232.[]

Цитировать

Андреев, Ю. Марксистско-ленинская концепция личности и эстетический идеал советской литературы / Ю. Андреев // Вопросы литературы. - 1979 - №9. - C. 3-25
Копировать