Мария Михайлова. И. А. Новиков: грани творчества
Иван Новиков (1877 – 1959) родился в Мценске, поэтому первая, не
считая брошюрки 1961 года, книга о нем вышла в серии «Историко-
культурное наследие Орловского края» – «в помощь учителю», но на
самом деле общеизвестных сведений, на которых основывается школь-
ное преподавание, в монографии практически нет, не сообщаются даже
годы жизни писателя, а о биографии говорится чуть-чуть и походя. Так,
упомянув об уникальном сочетании в поэзии Новикова христианского
мировосприятия и естественнонаучного подхода, исследовательница
добавляет: «В связи с этим следует напомнить, что он получил образо-
вание в Московской сельскохозяйственной Петровской академии» (с.
25). Вот так, «в связи», М. Михайлова «напоминает» себе самой: И. Но-
викова и раньше помнили только как автора исторической дилогии
«Пушкин в изгнании», считавшейся вторым по качеству произведе-
нием беллетристической пушкинианы после романов Тынянова, а те-
перь и об этом забыли.
Заново открыт художник весьма неординарный, разносторонний и
плодовитый. Речь идет о его творчестве дореволюционных и первых
послереволюционных лет, еще относительно свободных. В трех главах
монографии Новиков предстает как поэт, прозаик и драматург. В каче-
стве автора стихов для детей, переводчика, литературоведа он здесь не
фигурирует. Оговорено также: «Несомненно, отдельного разговора за-
служивают романы писателя – «Из жизни духа», «Золотые кресты»,
«Между двух зорь», «Страна Лекхорн», которые стоит рассматривать
как своеобразную тетралогию» (с. 5).
Начинал Новиков с символистских стихов почти без современной
темы, хотя создавал и острую публицистику. Он утверждал, что «не
дано людям «сиять божественным блеском» и «плескаться» в мировом
пространстве. Только в мечте позволено человеку соединить две вели-
чайшие ценности – свободу и любовь («Влажнорозовой зарею…»)» (с.
10). Идеалом для поэта стал падший ангел; позже, в начале 1920-х, воз-
душный герой рассказа «Ангел на земле» «воспротивился решению
Бога забрать душу болеющей женщины, пожалев ее как мать только
что родившихся близнецов» (с. 11). В стихотворении «Страдающему
Злу» страдания Зла даже приравниваются к Христовым. М. Михайлова,
сообщая об этом, вспоминает Лейбница («Опыты Теодицеи о благости
Божьей, свободе человека и начале зла»), но почему-то не Лермонтова
с его «Демоном».
Поэзия Новикова лежит в русле мифопоэтики. «Стихотворение
«Миф» можно считать своеобразным ключом ко всему творчеству пи-
сателя <…> трактующего человека прежде всего как порождение
природного мира. Лирический герой стихотворения ощущает себя
слившимся с Деревом, его ноги-корни упираются в землю, а
руки – ветви, простирающиеся к небу, покрыты росой-слезами» (с. 20).
У поэта панпсихизм переходит в панестезию – «всечувствительность»
Универсума. Вообще же его творчество, в том числе позднее, опира-
ется на самые разные художественные традиции.
Это относится и к прозе Новикова. Повесть «Искания», открываю-
щая первый (одноименный) прозаический сборник писателя
(1904), – абсолютно «соловьевская» по духу, а весь сборник представ-
ляет собой «едва ли не полное собрание тех мотивов, которые впослед-
ствии будут не раз возникать в его произведениях» (с. 44), и один из
важнейших среди них – «молодость и смерть». Общечеловеческая про-
блематика у Новикова безусловно господствует, обращается ли он к не-
давнему прошлому или к современным типам, которые после револю-
ции требовалось воплощать как социальные. Это отнюдь не означало
равнодушия к историческим судьбам России – И. Новиков не пожелал
и не мог покинуть Родину. «В 1916 году Новиков пишет свое «Слово о
погибели земли Русской» – «На Отраде-реке», избирая излюбленную
на этом отрезке своего творческого пути форму сказа <…> Незавершен-
ность отрывка ясно осознанная: автору важно сохранить открытый фи-
нал, дабы подчеркнуть еще возможность «исправления» сделанных
ошибок, нахождения верного пути, выхода из тупика, в котором оказа-
лась родная страна» (с. 55).
Иной раз нечто весьма значительное для человека Новиков связы-
вал и с казусом. Так, в рассказе «Камни» конца 20-х годов разрыв воз-
любленных стал следствием того, что романтически настроенный «ге-
рой, решивший перенести любимую через оставшуюся после дождя
вымоину, не удержал ее и рухнул вместе со своей драгоценной ношей
на камни <…>» (с. 171).
Пьесы Новикова, который к 1911 году («Любовь на земле») менее
чем за десять лет «не только вырос как драматург, но и вступил на путь
разрыва с театральными традициями» (с. 186), правда развивая при
этом чеховскую, примечательны в первую очередь теснейшим синте-
зом собственно драматургического, повествовательного и лирического
начал, особенно в длинных, буквально невоспроизводимых на сцене
ремарках, требовавших от режиссера и актеров создания соответству-
ющего эффекта собственно театральными средствами.
В книге есть мелкие погрешности эдиционного характера, не совсем
точные выражения (например, псевдоним Важа Пшавела, то есть муж
пшавский, нельзя превращать просто в Пшавелу – с. 36), но в целом
удача автора несомненна.
С. КОРМИЛОВ
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №4, 2008