Максим Лаврентьев. Поэзия и смерть
Максим Л а в р е н т ь е в. Поэзия и смерть. М.: КАЗАРОВ, 2012. 168 с.
Несмотря на хитросплетение причинно-следственных связей и терминологию, книгу нельзя назвать научной в узком смысле. Исследуемая область близка к ясновидению, а это сомнительная форма восприятия. Однако книга замечательна тем, что привлекает внимание к литературному процессу и литературе в целом: «…моя скромная задача, — признается автор, — в том лишь, что мне по силам, — в указании на существование интереснейшей проблемы» (с. 36). Предмет исследования — не только и не просто итоговые стихотворения, обращенные к теме смерти, но и «поэтические завещания» («Памятник» Пушкина, «Во весь голос» Маяковского), в которых поэты говорят о месте в литературе, о читателе, о славе или бесславии.
Начав с истоков: Аввакума, Ломоносова, Державина, — Лаврентьев рассуждает о зарождении авторского индивидуализма, без которого в русской поэзии не могли бы появиться стихи, подобные пушкинскому «Памятнику», и далее переходит от автора к автору, приводя любопытные факты биографий, делая упор в том числе и на психическое состояние поэтов: «Хотя в мою задачу изначально не входило освещение медицинского аспекта <…> но герой данной работы (В. Хлебников. — И. Д.) <…> так и напрашивается на то, чтобы в разговоре о нем затронуть и эту тему» (с. 60). В общих чертах концепция книги: поэт и его предвидение, последнее произведение и путь к смерти. Книга поделена на три части.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №5, 2013