Магма (Отрывки из поэмы). Вступительная заметка С. Бочарова
Имя Артема Дубровина принадлежит истории «Вопросов литературы». Он был среди тех, кто в начале 60-х ставил на ноги наш журнал. Тридцать лет назад мы с ним вместе работали здесь по части теории литературы. Затем он много писал о литературе и о кино. Свою последнюю и, по-моему, лучшую книгу – «Интересы и интересное. Эстетика экрана перед лицом новой реальности» (М., 1994) – он успел увидеть в печати, а рецензия на нее в «Вопросах литературы» вышла в дни его смерти. Своей большой поэмы – потому что он был и поэтом – он в печати не дождался, и ее публикацию приходится начинать без автора.
В прежней своей поэме – «Звездный век» (М., 1981) – он писал:
Но вот – вокзал. Вот – шпал поленья,
и бег столбов, и гуд мостов;
а в сердце – странное волненье,
как от неслыханных стихов…
Этим странным волненьем он и жил. Для него стихи были заветной частью жизни, у него были личные – и сложные – отношения со своей современностью, о которых поэзия А. Дубровина больше скажет, чем его теоретические труды. Под поэмой «Магма» стоят даты: 1988 – 1993. Этими пережитыми всеми нами годами поэма и написана. Она как будто не об этом, и вообще о каком она времени – неизвестно, она – о людях другой планеты, ведущих с нашей Землей заинтересованный диалог с расстояния своих световых лет; поэма фантастическая и утопическая – но волнение нашего последнего десятилетия наполняет ее, и с тамошним человечеством происходит то, что происходит сейчас с нами. Что же там происходит? Вдруг становится ясно, что самые источники жизни на планете – под угрозой и человечеству надо искать спасения. Это главная тема поэмы – спасение. В поэме – сложный и острый, авантюрный сюжет, экзотические названия городов и имена героев (Кренстоль – столица планеты, Ольха – любимая женщина, магистр Тёрн – сам герой). Главное же в ней – потрясенное сознание лирического героя, автора поэмы, Артема Дубровина. Автор был человеком убеждений, он жил идеалом. В его поэме несколько сот страниц, это роман в стихах, но лирика, очень личная, – ее главная сила.
В лирических отрывках, отобранных для настоящей публикации, философская ситуация поэмы, завязанная сюжетом, порядком закрученным, отражается лишь совсем фрагментарно. Ситуация же эта: глобальный общественный кризис, то событие, которое нашему веку известно под названием «восстания масс», противоречивость и двусмысленность явления демократии, невыносимая трудность положения человека духа в раздирающей борьбе политических сил. Отрывкам этого не передать – но сложную интонацию, в какой написана поэма, они несут. Интонацию, в которой слились надежда и горечь, вера и тихая грусть:
нависли мы
каплей над бездной,
и жребий наш —
тот же туман…
Вероятно, читатель этих отрывков заметит, что каждый почти из них написан, в своем размере и ритме. Это интересная чисто поэтическая, почти экспериментальная особенность поэмы: с точки зрения стихотворной техники она замечательна своим ритмическим разнообразием. В ней использованы едва ли не все размеры русского стихотворного репертуара, и «непрестанная смена ритмов работает здесь как лирическая эмоциональная сила. Но испытать ее на себе сможет только, конечно, читатель полного текста поэмы «Магма».
С. БОЧАРОВ
1
…Не знаю, как у вас,
у жителей Земли, –
у нас в Кренстоле снег:
как зачудит средь лета!
…Мы сквером
сквозь пургу
с Ольхой по насту шли;
но день
дышал теплом:
такая уж планета…
– Вы, значит, вон какой:
на сходе —
против толп,
а сами – их спасать
от гнева патриарха?
Признаться, не ждала…
Что: видно, нрав таков?
Вы что ж:
любитель
риска
или страха?
…Была она в тот миг —
завьюженное чудо!
И брови —
изумленно высоки…
Спросила тихо:
– Родом вы – откуда?
Столичный?
Правда?
Значит, земляки!
…И пальцы,
чуть дыша,
я к тем бровям поднес, –
стряхнуть снежинки
так и не посмевши…
Но легкое крыло
каштановых волос
накрыло руку мне…
Ну вот:
отныне – вместе?..
Мои наперсники!
Мои друзья родные!
Пусть вьюги
не к добру
давали звездный бал…
Я счастлив был —
и всё!
Я счастлив был впервые.
И визга судеб злых
в тот день
не признавал.
…Мы долго и легко,
глотая ветер,
шли;
и грел нас дух морской:
такая уж планета.
…Не знаю,
как у вас,
усталый люд Земли, –
а здесь-отлично:
снегопад
средь лета!
2
Товарищ мой!
Я, может, скептик;
но просьбы
вряд ли
мир спасут.
Пойми:
вот-вот
душа не стерпит!
Пора самим
вершить наш суд…
……………………………
Ты знаешь:
я ведь из лицейских.
Там сласть
иль горечь —
всё урок.
Не сплошь —
отменные оценки:
и в угол носом —
тоже впрок.
Я всё ж, приятель,
крепко верю
в свой дом
и флаг,
назло всему.
И успокойся:
лапки кверху
уж как-нибудь
не подниму.
Восславь,
мне скажут,
двор фабричный!
Воспой,
мне молвят,
скотный двор!
Быть при дворе?
Оно практичней,
чем выносить
на площадь сор…
Но только – нет:
я сыт по горло.
Пусть тридцать раз
не повезло.
Я все-таки
немножко гордый
и, может быть,
немножко злой.
Ходить в придворных —
не годится.
Ходить в дворовых —
не хотим.
Кому прикажешь
слать петиции?
Себе самим?
Себе самим…
Так что,
дружище?
Бросим роспись –
и, капли
вытерев с лица,
всё,
что давно нам прочит совесть,
дотянем с миром
до конца.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.