№2, 2004/Книжный разворот

М. Вайскопф. Сюжет Гоголя: Морфология. Идеология. Контекст

«Сюжет Гоголя», «выпущенный в конце 1993 года <…> довольно быстро стал библиографической редкостью» (с. 7). Второе издание существенно дополнено новыми параллелями, наблюдениями, ассоциативными рядами; «расширены многие разборы, преимущественно за счет интертекстуальных сопоставлений; введен добавочный концептуальный слой; пополнен и справочный аппарат» (с. 8).

Основной тезис М. Вайскопфа заключается в следующем: существует единый сюжет всех произведений Гоголя. Он был сформирован в пяти ранних повестях – в «Вечере накануне Ивана Купала», «Сорочинской ярмарке», «Майской ночи», «Пропавшей грамоте» и «Ночи перед рождеством». Его отличительной особенностью является «изофункциональность таких рядов, как слово (зов, смех, музыка), душа, обретенный целевой объект – и хлеб, золото, одежда, дом (церковь), мир, достигнутая целокупность <…> Эта взаимозаменяемость позволила Гоголю создать такую систему кодов, когда «на поверхности» действует какой-либо элемент, а его вытесненный коррелят удерживается в глубинной памяти сюжета» (с. 165). Замечу, что это поразительно точное и обоснованное, можно даже сказать, документированное утверждение Вайскопфа отчасти перекликается с идеями Ю. В. Манна о гоголевской фантастике (о явной и неявной, завуалированной фантастике).

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №2, 2004

Цитировать

Самородницкая, Е.И. М. Вайскопф. Сюжет Гоголя: Морфология. Идеология. Контекст / Е.И. Самородницкая // Вопросы литературы. - 2004 - №2. - C. 360-361
Копировать