№1, 2013/Книжный разворот

M. Saunders. Self Impression: Life-Writing, Autobiografiction and the Forms of Modern Literature

M. Saunders. Self Impression: Life-Writing, Autobiografiction and the Forms of Modern Literature. Oxford: Oxford U. P., 2010. 563 p.

«Высшая, как и низшая форма критики, есть форма автобиографии». Именно парадоксом из «Портрета Дориана Грея» открывается эклектичная рецептивная теория современного английского критика модернизма Макса Сондерса. Впрочем, провокационная уловка, когда-то спасшая Уайльда, инициировала творческие/научные эксперименты не раз. Сегодня — исследование соотношений автобиографии, биографии, беллетристики и критики периода 1870-1930-х годов. Только здесь она — вектор. Вектор, обусловивший вместе с двумя не менее парадоксальными эпиграфами — из «Воли к власти» о невычислимости процесса внутреннего восприятия и снова из «Портрета» о тождественности художника его творениям («Каждый окрашенный чувством портрет — портрет художника, а не модели») — и оригинальный научный концепт, и обновление традиции «reader-response criticism».

Во введении автор подробно останавливается на парадоксе, усматривая в его идее (если книга — портрет автора, то и в акт читательского восприятия заложено нечто автобиографическое) отказ позднего романтизма связывать произведение с личностью писателя, а значит — начало нового направления в искусстве.

Однако лозунг «Искусство ради искусства» в конце XIX века был не единственным. Поэтому Сондерс разбирает и тезис Ницше из «По ту сторону добра и зла» о том, что вся философия есть вид непроизвольной, бессознательной автобиографии. В итоге он приходит к следующему пониманию уайльдовско-ницшеанских заявлений: всякий текст — автобиография, но никакой читатель не может знать наверняка чью-то судьбу, так как любое прочтение — самостоятельная разновидность невольных и бессознательных автобиографий — искажает особенности автобиографии писательской.

Подобное, конечно, не могло не вдохновлять. Прежде всего, постмодернистов. Благодаря им с 1970 года «жизнеописание» — центр евро-американских литературоведческих поисков. Для Сондерса — точка отсчета.

Он не отрицает его употребления, когда различие между биографией и автобиографией сознательно размыто или когда различные формы повествования истории жизни — мемуар, автобиография, биография, дневник, письма, автобиографическая беллетристика — обсуждаются вместе (Г.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №1, 2013

Цитировать

Голенко, Ж.А. M. Saunders. Self Impression: Life-Writing, Autobiografiction and the Forms of Modern Literature / Ж.А. Голенко // Вопросы литературы. - 2013 - №1. - C. 492-495
Копировать