Сильвия Зассе. Яд в ухо: исповедь и признание в русской литературе
Сильвия З а с с е. Яд в ухо: исповедь и признание в русской литературе / Вступит. слово Д. Бака / Пер. с нем. Б. Скуратова и И. Чубарова. М.: РГГУ, 2012. 400 с.
В центре внимания профессора Цюрихского университета Сильвии Зассе «ситуация говорения и концепция языка исповеди» (с. 13), рассмотренная в контекстах русской православной традиции и русского судоговорения.
Зассе не верит в сакральную силу слова. «Читать исповедные тексты означает вчитывать в них метод адресации и связанное с ним учреждение смысла» (с. 70). Зассе более говорит о техниках искренности, нежели об искренности, об адресации и контекстах канона, нежели о самом каноне. С данной позиции рассматривается генезис confessio из классической риторики как «техники производства откровенности» (с. 71).
Детальная проработка разнообразных вопросов риторических основ исповеди значима для дальнейшего типологического расследования. К примеру, показывается, как парресия (риторика без установки на патетический эффект, без приемов и уловок — аутентичная, чистосердечная) из греческой риторики попадает в христианскую рецепцию, а затем в эстетическую критику Л. Толстого, теорию богостроительства Горького и Луначарского и соцреалистические романы Н. Островского «Как закалялась сталь», А. Фадеева «Молодая гвардия», Б. Ажаева «Далеко от Москвы».
Исследователя интересуют не сами литературные исповеди, а концепция исповеди в творчестве разных литераторов от Достоевского до Сорокина. Авторские воззрения (литературные, автобиографические, программные) Ф. Достоевского, Л. Толстого и М. Горького, М.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №1, 2013