№1, 2006/Книжный разворот

М. Л. Гаспаров, К. М. Поливанов. «Близнец в тучах» Бориса Пастернака: опыт комментария

Авторы книги правомерно полагают, что поэзия начала XX века, столь сложная, как ранний Пастернак, заставляет задуматься и о новом типе комментария: «…о таком, что прежде всего отвечал бы на вопрос, который естественно первым возникает перед такими текстами (но которого обычно стыдятся): «о чем, собственно, здесь говорится»» (с. 3).

Расширенное предисловие логически точно разбито на многочисленные параграфы, искусно вводит в контекст литературного процесса начала XX века любого читателя, даже иногда ранее вовсе не интересовавшегося этим периодом. А неплохо знакомого с литературной ситуацией того времени – провоцирует кое-что уточнить для себя, освежить в памяти некоторые даты и события (потому что, например, на с. 19 стихотворение Н. Асеева «Терцины другу» названо откликом на пастернаковские «Пиры», а на с. 99 – напротив, утверждается, что «Пиры» – отклик на «Терцины другу»).

Воспроизводится полный текст первой поэтической книги Пастернака (включая предисловие Асеева), видевшей до этого свет в отдельном издании всего однажды – в 1914 году (с. 41). По замечанию комментаторов, «вниманием исследователей она никогда не пользовалась» (с. 4).

Затем к каждому тексту следует подробный комментарий, включающий в себя как можно более полно изложенные общие сведения, традиционные для любого комментария: где, когда написано стихотворение, кому посвящено, обстоятельства первой публикации и т.п. Затем следуют разделы: содержание, композиция, синтаксис, лексика, стиль, стихотворный размер – то, что обычно остается без внимания в традиционном комментарии, и, наконец, если была сделана авторская переработка для цикла «Начальная пора» (1928), тут же помещен ее текст и все черновики переработки (что очень удобно для сравнительного прочтения), описаны тематические и стилистические изменения, возникшие в ходе работы над стихотворением, их возможные причины.

Комментаторы то и дело приглашают нас к своего рода интеллектуальной игре: в большинстве случаев из точной и подробной констатации, например, лексических особенностей текста Пастернака выводы читателю предлагается делать самому. Однако нельзя сказать, что авторы не указывают нам пути и не подают примера разгадывания пастернаковских шарад. Вот, например, содержание стихотворения «Венеция».

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №1, 2006

Цитировать

Анисова, А.Н. М. Л. Гаспаров, К. М. Поливанов. «Близнец в тучах» Бориса Пастернака: опыт комментария / А.Н. Анисова // Вопросы литературы. - 2006 - №1. - C. 358-359
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке