№1, 2006/Книжный разворот

История литературы США. Литература последней трети XIX в. 1865 – 1900 (становление реализма)

С выходом очередного, четвертого тома академической «Истории литературы США» можно, более не скрещивая пальцев и не стуча по дереву, констатировать, что проект создания российской версии американского литературного развития состоялся, преодолев важный рубеж, отделяющий масштабный замысел от детально проработанной и последовательно реализуемой концепции1. Проследив шаг за шагом смену художественных направлений, предшествовавших эпохе реализма, и заложив тем самым прочную основу для обсуждения вопроса о целостности американской литературной истории и специфики отдельных ее этапов2, исследователи сфокусировали внимание на процессе вызревания, становления и оформления реалистических принципов в творчестве писателей второй половины XIX века.

Историография американской словесности сегодня – это стремительно пополняющийся корпус фундаментальных исследований, осваивающих опыт культурной антропологии и подвергающих регулярному пересмотру не только «карту» периодов, направлений и жанровую типологию, но и собственные теоретические принципы. На фоне аналогичных отечественных и зарубежных трудов новая коллективная монография может занять особое место. Она выделяется широтой и свежестью взгляда на жанр национальной литературной истории, гибкостью методологии, открытостью альтернативным трактовкам. Все эти качества наглядно проявились в отборе материала, в структурировании и рубрикации предлагаемого научного дискурса, в суждениях и выводах, осуществляющих функцию концептуальных стропил тома. Заново прочитаны практически все значительные произведения от «Листьев травы» (1855) У. Уитмена до «Спрута» (1901) Ф. Норриса, восстановлены в правах «малые классики» (Б. Гарт, У. Д. Хоуэллс, К. Шопен), писатели «второго ряда» (Х. Гарленд, Г. Фредерик, Дж. Дефорест, А. Бирс), «литературные провинциалы» (Х. Миллер, Ч. Чеснат, М. Уилкинс-Фримен, Дж. Кёркленд, Э. Эгглстон, «домашние драматурги»). Посвятив специальные разделы школе «местного колорита», этническим литературам и фольклору, исследователи заполнили весьма существенные лакуны в наших представлениях об американском реализме, убедительно доказав, что именно в тот период, когда смелые жанровые и языковые новации гениев – Уитмена, Твена, Джеймса – возвысили национальную классику над «доморощенностью» массового американского читателя, дав основания для сопоставлений с шедеврами Шекспира, Бальзака, Диккенса, Толстого и Достоевского, американский литературный ландшафт претерпел радикальные преобразования: расцвело творчество писателей Запада, закладывался облик американо-индейской литературы, оформлялись важнейшие черты афро-американской эстетики и поэтики.

Делая акцент на специфичности путей американского реализма, самобытности его эстетического облика и литературного языка, – факт тем более значимый, что, как пишет в специальном разделе П. В. Балдицын, в целом «такое направление складывалось в литературе США в условиях, сопоставимых с Европой» (с. 18), – авторы назвали переходность доминирующим признаком эпохи и очертили подвижные контуры «раннего реализма» («постромантизма») и «реализма конца XIX века», осложненного параллельным развитием (по отношению не только к реализму, но и к романтизму) натурализма.

Явлением переходности объясняется весьма примечательная особенность американского реализма, заключающаяся в отказе от нормативности и в свободе эстетических заимствований, чему, как убеждает тщательно проведенный анализ текстов, немало способствовали прочная связь литературы с журналистикой, трансформационные процессы в области «популярной культуры», неослабевающий спрос на «массовую беллетристику». Благодаря опоре на популярные жанры («семейную мелодраму», «вестерн», «готическую историю», «комическую байку») осуществлялась выработка «новой системы художественных средств, ориентированных на «топос» как центральную категорию в творчестве» (с. 561) писателей Юга, Новой Англии, Дальнего и Среднего Запада, «складывались устойчивые понятия, представления, образы и приемы, которые определили облик всей национальной словесности» (с. 838).

По вкладу литературы в философскую, социальную, политическую, даже экономическую культуру своего времени вторая половина XIX века в США, с этим нельзя не согласиться, почти не уступала европейским просветителям XVIII века. На этом пути, делает обобщение Я. Засурский, и состоялось, вкупе с сохранявшим свои позиции областничеством, приобщение американских реалистов к натурализму, проявившему себя, в отличие от натурализма европейского, не столько в методе, сколько в поэтике, и послужившему «трансформации американской литературы на рубеже XIX и XX веков» и «катализатором ее развития» (с. 607).

Л. БАШМАКОВА

г. Краснодар

  1. В редакционную коллегию издания вошли Я. Н. Засурский (гл. редактор), М. М. Коренева (зам. гл. редактора), Е. А. Стеценко. Рецензию на I том см.: Бенедиктова Т. В опровержение слухов о конце литературной истории // Иностранная литература. 1998. Х° 6.[]
  2. См. также три предыдущих тома: История литературы США. Литература колониального периода и эпохи Войны за независимость. XVII-XVIII вв. Т. I. / Отв. ред. М. М. Коренева. М.: Наследие, 1997. 832 с. История литературы США. Литература эпохи романтизма. Т. II / Ред. А. М. Зверев, М. В. Тлостанова. М.: Наследие, 1999. 464 с. История литературы США. Литература середины XIX в. (поздний романтизм). Т. III / Отв. ред. Е. А. Стеценко. М.: ИМЛИ РАН, Наследие, 2000. 614 с.[]

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №1, 2006

Цитировать

Башмакова, Л. История литературы США. Литература последней трети XIX в. 1865 – 1900 (становление реализма) / Л. Башмакова // Вопросы литературы. - 2006 - №1. - C. 360-361
Копировать