№10, 1974/Хроника

Литературный университет имени А. М. Горького

В 1973 году исполнилось 40 лет Литературному институту имени А. М. Горького. О том, сколько доброго дал он для нашей молодой литературы, сказано много добрых же слов. Но при этом – как ни странно – никто не вспомнил о том учебном заведении, которое было не только своего рода предтечей Литинститута, во и вообще – первым в нашей стране учебным заведением, призванным стимулировать рост творческих кадров в области художественной литературы.

Я говорю о существовавшем в 30-е годы в Ленинграде Рабочем Литературном университете (РЛУ) имени А. М. Горького.

Самый конец 20-х и начало 30-х годов явились для советской литературы переломным периодом. Решительным образом изменяется тематика творчества, идейное направление его все более приобретает характер реалистический; главным в нем становится объективное изображение революционной действительности. Именно в этот период активно вливаются в ряды литераторов молодые силы. На заводах, на стройках возникают литературные кружки, группы, объединения, в которых начинающие прозаики и поэты приобретают первые навыки и умение выразить себя и свое время. Союз писателей это массовое движение, идущее снизу, старается ввести в рамки определенной организации, которая ускорила бы выявление наиболее одаренных в творческом отношении авторов, помогла им быстрей прийти к какой-то профессиональной зрелости.

И для меня первой литературной школой тоже явился небольшой коллектив молодых путиловских рабочих, входивших в литературную труппу «Мотор». Эта группа состояла при редакции многотиражной газеты «На штурм…» (многоточие здесь не случайно, ибо каждый год название несколько изменялось: «На штурм 15 тысяч!», затем на «Штурм 32 тысяч!» – речь шла о тракторах, о первых советских тракторах, которые выпускал тогда тракторный отдел завода «Красный путиловец»).

То была газета не всего завода (при газете «Красный путиловец» имелась своя литгруппа, в которую входили члены других, цеховых литгрупп…), а лишь одного отдела. Буквально каждые две недели, а то в раз в декаду в ней выходила литературная страница, в которой печатались еще далекие от совершенства, но острые, злободневные строки, вышедшие из-под пера молодых тракторостроителей. Стихи, короткие рассказы, очерки дышали таким же высоким энтузиазмом, страстным волнением, – словом, теми же чувствами, какие двигали всем коллективом путиловцев, решавшим задачи первой пятилетки.

Нашей литгруппой руководил в основном Геннадий Фиш. Но он больше занимался прозаиками, очеркистами, а поэтам уделял свое внимание Борис Соловьев. На занятиях «большой» общезаводской литгруппы бывали и они, приходили и другие писатели: Михаил Чумандрин, Виссарион Саянов, иногда – Юрий Либединский и даже москвич Александр Безыменский.

Их помощь, их усилия не оказались бесплодными. Мы не только становились непременными участниками кипучей газетной деятельности на страницах изданий «На штурм…» и «Красный путиловец», – очерки, рассказы, стихи Зиновия Евзовича, Арсения Ларионова, Марии Дворкиной, Бориса Глебом, Валерия Виноградова становились и достоянием ленинградской, а затем и общесоюзной прессы. Валерий Виноградов выпустил вскоре получившую известность книгу острых публицистических очерков-новелл о родном заводе – «Линия наибольшего сопротивления», предисловие к которой написал Михаил Майзель – один из самых деятельных ленинградских критиков. Мои очерки печатал комсомольский журнал «Юный пролетарий», а в 1932 году «Молодая гвардия» выпустила мою первую книжку «Омоложенный гигант» – очерки, посвященные жизни путиловского комсомола. Циклы стихов Бориса Глебова появлялись в журналах»Литературный Ленинград», «Звезда»; Михаил Чулаки положил несколько его стихотворений на музыку.

Цитировать

Динаров, З. Литературный университет имени А. М. Горького / З. Динаров // Вопросы литературы. - 1974 - №10. - C. 315-318
Копировать