№5, 1957/Публикации. Воспоминания. Сообщения

Литературные записи Д. Фурманова. Публикация и вступительная заметка Т. Дмитриевой

Ниже публикуются материалы из архива Д. Фурманова, хранящегося в Отделе рукописей Института мировой литературы имени А. М. Горького Академии наук СССР. Эти материалы – дневниковые записи и характеристики некоторых писателей 20-х годов (в связи с чтением их произведении и критических статей о них) – обогащают наши представления о месте Д. Фурманова в литературном движении 20-х годов, о его взглядах на творчество своих современников.

Борьба Д. Фурманова за идейность и художественность советской литературы не раз привлекала к себе внимание историков нашей литературы. Об этом писали Е. Наумов в книге «Д. А. Фурманов» (М. 1954), П. Куприяновский – «Борец за идейность и большевистскую партийность литературы» (в сборнике «Дм. Фурманов – писатель-большевик», Иваново, 1951), Г. Владимиров в работе «Творческий путь Фурманова» (Госиздат УзССР, 1953).

С первых своих шагов в литературе Д. Фурманов выступил убежденным проводником политики партии. Он боролся против всех попыток оторвать литературу от партийного руководства. «Без политического руководства, – говорил Д. Фурманов, – нет и не может быть нормального роста пролетарской литературы» («Русские писатели о литературном труде», т. 4, Л. 1956, стр. 700).

Отстаивая политику партии в литературе, Д. Фурманов активно выступал против позиции известного критика 20-х годов и редактора журнала «Красная новь» А. Воронского. Одна из причин этого заключается в том, что А. Воронский и в журнале и в своих статьях проводил ошибочно-одностороннюю линию на выдвижение и объединение писателей-«попутчиков» и скептически относился к достижениям и возможностям пролетарских писателей. «Из нового кой-что он понимает, но понимает, и только. А водружать новое, укреплять, развивать, помогать, выводить – на это его не хватает. И потому он будет перекувыркнут», – писал Д. Фурманов о А. Воронском в своем дневнике 18 ноября 1923 года (Архив Д. Фурманова, П – 62 – 1580).

Сначала – с 1921 года – А. Веронский единолично руководил «Красной новью», но осенью 1924 года Центральный Комитет партии ввел в редколлегию журнала Вл. Сорина и Ф. Раскольникова (вскоре последний был заменен Ем. Ярославским). К этому времени и откосится запись Д. Фурманова в дневниках, озаглавленная им «Воронский – на обеих лопатках». Д. Фурманов был тогда секретарем МАППа – Московской ассоциации пролетарских писателей.

Столь же решительно выступал Д. Фурманов и против сектантства и комчванства «литвождей» из журнала «На посту» («напостовцев»), против «родовщины» (по имени одного из руководителей «напостовцев» – С. Родова). «Напостовцы» старалисьдискредитировать Д. Фурманова, приписывали ему «внутреннюю воронщину», обвинили его в «предательстве», в «правом уклоне» и т. п. Ко времени борьбы Д. Фурманова с «напостовцами» относится его запись в дневнике, названная «Мой «правый» уклон».

Особенно резко расходился Д. Фурманов с «напостовцами» по вопросу об отношении к писателям-«попутчикам», Он отстаивал дифференцированный и тактичный подход к «попутчикам». Отзывы и записи Д. Фурманова об А. Толстом, Вс. Иванове, С. Есенине и других писателях, которых «напостовцы» третировали как могли, свидетельствуют о том, как чутко и внимательно относился к ним автор «Чапаева». А. Толстой для него «выходец из дворянства и последний певец дворянства», его «псаломщик, отпевало», «он свеж, оптимистичен, сочувствует активно» (Архив Д. Фурманова, П-62- 2143). Многое привлекает Д. Фурманова в произведениях Вс. Иванова: «Радостность в его творчестве, бодрость, свежесть – его партизаны крепки, сильны. Дает историч[еский] революц[ионный] материал (ненависть к Колчаку) Ив[анов] – бытовик, горьковец» (Архив Д. Фурманова, П -62 – 2127).

Уже в самом начале 20-х годов Д. Фурманов сумел правильно подметить сильные стороны в творчестве С. Есенина: «…он с Мариенгофом по недоразумению, – писал он о С. Есенине в 1921 году. – Из Есенина будет отличный бытовик – я это в нем чувствую» (Архив Д. Фурманова, П – 62 – 1576). Высказываясь против издания книги стихов С. Клычкова о «…лампадках, троеручицах и прочей благодати», он писал, что «Госиздату, разумеется, совершенно необходимо заручиться работами о творчестве Есенина» (Архив Д. Фурманова).

Вдумчивое и бережное отношение к писателям-«попутчикам» не мешало, конечно, Д. Фурманову резко выступать не только против стихов С. Клычкова о «лампадах и троеручицах», но и против ряда других порочных в идейно-художественном отношении произведений 20-х годов. В его записях можно найти резко отрицательные отзывы о «Жизни и гибели Николая Курбова» И. Эренбурга, «Рвотном форте» И. Никитина, «Непопутчице» О. Брика и некоторых других произведениях. Публикуемые ниже записи Д. Фурманова о Е. Замятине, Б. Пильняке, Л. Сейфуллиной, Н. Клюеве, С. Есенине, И. Бабеле дают довольно ясное представление о его отношении к этим писателям.

Это отношение различно: от враждебного (к Е. Замятину) до дружеского (к Л.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №5, 1957

Цитировать

Дмитриева, Т. Литературные записи Д. Фурманова. Публикация и вступительная заметка Т. Дмитриевой / Т. Дмитриева, Д. Фурманов // Вопросы литературы. - 1957 - №5. - C. 199-206
Копировать