№5, 1957/Обзоры и рецензии

Как рождалась книга

Александр Аникст, Даниель Дефо. Очерк жизни и творчества, Детгиз, М. 1957, 136 стр.

В науке о литературе труднее всего писать о наиболее значительных, издавна известных и любимых писателях и книгах именно потому, что многие представления о них являются общепринятыми, традиционными. К тому же и само по себе величие художника, которого знают и любят миллионы читателей в разных странах, произведения которого живут веками, затрудняет объективный анализ его творчества.

Ведь для того чтобы литературоведческое исследование было подлинно научным, оно должно быть достойно своего предмета, должно в какой-то мере приближаться к его уровню. Поэтому значительно легче исследовать, понять и объяснить идейно-эстетические предпосылки и особенности литературных памятников относительно меньшего масштаба, в которых все проблемы и характерные черты легко обозримы, и тем более просто писать о малоизвестных или вовсе незнакомых деятелях и явлениях литературы, каждое сообщение о которых воспринимается как открытие.

А между тем именно самые великие писатели и поэты, самые значительные события в истории художественного творчества, естественно, являются и самой благородной, самой плодоносной почвой для научных исследований. Только изучая их, можно познать действительные закономерности идейного и эстетического развития человечества, природу тех нравственных и художественных ценностей, которые определяют бессмертие Эсхила и Данте, Шекспира и Сервантеса, Гёте и Пушкина, Бальзака и Толстого… Только пути наибольшего сопротивления – а в гуманитарных науках это как раз наиболее исхоженные пути – могут привести к вершинам познания.

По одному из таких трудных путей и пошел А. Аникст, создавая книгу о Даниеле Дефо.

В данном случае исследователь поставил себе задачу особенно сложную. Он задался целью рассказать о писателе давней поры и совершенно чужого нам мира, о человеке, обладавшем глубоко противоречивым мировоззрением и очень ярким и своеобразным характером, о его необычайной жизни и многообразной деятельности и творчестве и прежде всего о том, как возникла чудесная книга о Робинзоне – одно из очень многочисленных произведений плодовитого литератора и журналиста; хотя сам автор вовсе не придавал ему особого значения, но именно эта книга принесла ему бессмертие… И рассказывать обо всем нужно было возможно проще, популярнее, в расчете на очень молодого читателя (книга издана Детгизом).

Необходимо сразу же сказать, что эту очень трудную задачу А. Аниксту в основном удалось решить.

Со страниц небольшой книги вырастает яркий, живой образ Даниеля Дефо – талантливого, энергичного, неуемно жизнелюбивого коммерсанта, политического деятеля, писателя, искренне увлекающегося, но не слишком совестливого, мудрого и наивного, широко образованного, но ограниченного тесными пределами своего классового сознания.

Конкретно, занимательно и с большим чувством меры, избавляющим книгу от перегрузки подробностями и громоздкими фактографическими ссылками, представлен жизненный и творческий пути Дефо. Становится понятным, как литературное творчество Дефо вырастало из живого опыта его торговой и политической практики и затем, в свою очередь, влияло на жизнь писателя.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №5, 1957

Цитировать

Копелев, Л.З. Как рождалась книга / Л.З. Копелев // Вопросы литературы. - 1957 - №5. - C. 236-238
Копировать