№12, 1970/Литературная жизнь

В издательствах ГДР

Анни ФОЙГТЛЕНДЕР, «Ауфбау»

Собственно говоря, издательство «Ауфбау» («Восстановление») было создано в Москве. Именно там осенью 1944 года ряд немецких эмигрантов, среди которых были В. Пик, В. Ульбрихт, И.-Р. Бехер, А. Аккерман, Г. Роденберг, М. Валлентин, размышляли о задачах культуры в будущей новой Германии. Большое место отводилось при этом издательскому делу. Программными для нашей республики стали слова, сказанные тогда И. -Р. Бехером: «Литературе в широком смысле этого слова (включая в нее кино, печать, радио, театр) предстоит решить такие задачи, какие она еще не решала никогда за всю историю Германии». 27 марта 1945 года Бехер конкретизировал эту мысль в письме В. Ульбрихту и выдвинул «Предложения о немедленном издании произведений антифашистских немецких писателей на территории, занятой Советской Армией». Многие из произведений, названных в этом письме, – среди них книги В. Бределя, А. Шарера, Ф. Вольфа, Ф. Эрпенбека, Г. Манна, А. Зегерс, Л. Фейхтвангера, А. Цвейга, – принадлежат к самым первым публикациям издательства, которое 16 августа 1945 года начало свою работу. Уже 26 сентября первая рукопись уходит в набор.

В конце 1945 года после всего лишь четырех месяцев существования издательство может подвести первый итог: оно выпустило в свет книги четырнадцати названий общим тиражом в 250 тысяч экземпляров. Сегодня, двадцать пять лет спустя после основания, это почти 5000 названий и более чем 62 миллиона экземпляров. В ГДР издательство «Ауфбау» стало крупнейшим издательством художественной литературы.

В основном его задачи – как они были определены в 1945 году – остались неизменными: знакомить читателей с сожженными и запрещенными фашистами произведениями буржуазно-гуманистических и социалистических писателей, а также с книгами, созданными в эмиграции, заново открыть им доступ к национальному наследию немецкой литературы, а также – в значительной степени впервые – к литературе других народов, особенно Советского Союза, помогать становлению молодого поколения писателей. С течением времени к этому прибавились задачи в области литературоведения: ознакомление с наследием немецких классиков, изыскания по истории немецкой социалистической литературы.

Когда в 1955 году в альманахе «Десять лет» издательство подводило итог сделанной работе, можно было отметить, что оно прошло уже немало по пути к тому, чтобы «окончательно слить демократическое и социалистическое течение» в литературе.

С первого дня своего существования издательство сконцентрировало свои усилия на выпуске тех произведений немецкой литературы, которые дают ответы на жгучие вопросы современности. К таким произведениям относятся изданный в 1945 году том стихов И.-Р. Бехера «Стихи, написанные в изгнании в 1933-1944 годах», в 1947 году «Смотр столетия» Г. Манна и завещание Г. Фаллады «Каждый умирает в одиночку», в 1948 «Пляска смерти» Б. Келлермана, в 1949 году «Сыновья» В. Бределя и «Мертвые остаются молодыми» А. Зегерс. Последние две книги, начатые в эмиграции, были закончены и впервые изданы в нашей республике.

На протяжении 50-х годов издательство внесло большой вклад в развивающуюся немецкую социалистическую литературу изданиями произведений позднего периода творчества таких значительных авторов, как А. Цвейг, Ф. Вольф, И. -Р. Бехер и Б. Брехт, многими новыми книгами В. Бределя и Б. Узе, А. Зегерс и Л. Ренна. Кроме того, оно издало много первых произведений: романов, сборников стихов, рассказов и пьес таких авторов, как В. Йохо (1948), Г. Кунерт (1950), У. Бергер, П. Винс (1952), Э. Штриттматтер, Д. Нолль, Ф. Фюман, Г. Глогер (1953), Г. Дайке (1954), Г. Нахбар (1956), П. Хакс (1957), И. Моргнер (1959), З. Пичман (1960), и многих других.

В 60-е годы почти все постоянные авторы издательства, как старые, так и молодые, все больше обращаются к литературному воплощению социалистической жизни. Издаются значительные книги стихов У. Бергера, Ф. Фюмана, И. Герлаха, Г. Калау и С. Кирш, повести и сборники рассказов Ф. Фюмана, З. Пичмана, Г. Отто, А. Зегерс, Э. Штриттматтера, романы В. Бределя, В. Йохо, Г. Нахбара, Д. Нолля, Э. Штриттматтера, А. Зегерс, А. Вельма, пьесы Э. Штриттматтера и К. Хаммеля.

К наиболее интересным публикациям последних двух-трех лет само издательство относит большой роман А. Зегерс «Доверие» (1968), о котором в одной из рецензий говорилось, что «он проникнут счастьем целиком изменившейся, исполненной новых свершений жизни», историю одной поездки В. Йохо «Встреча одноклассников» (1968), рассказы и короткие рассказы З. Пичмана «Контрапункты» (1968), книгу Э. Штриттматтера «Вторник в сентябре. Стенограмма 16 романов», романы «Якоб-враль» Ю. Беккера (1969) и «Пауза для Ванцки, или Путешествие в Десканзар» А. Вельма (1968). В 1970 году вышли два романа «Каштан» В. Йохо и «Например Иозеф» Г. Отто, хроника нелегальной работы берлинской группы пролетарских революционных писателей Германии Я. Петерсена «Выдержавшие испытание», два новых тома А. Зегерс «Мексиканские истории» и «Письма к читателям», первая книга молодого лирика В. Кирстепа «Начало фразы», а также большая антология «Лирика ГДР» с 1945 года по настоящее время.

Издательство считает своей важнейшей задачей активно способствовать и далее развитию современной социалистической литературы, находить новые таланты, открывать вместе с ними новый материал и новые темы, вести их к новым художественным свершениям. Чтобы выполнить эту задачу, издательство постоянно применяет не только новые методы работы, но и новые формы публикаций. Сознательная и целенаправленная забота о современной социалистической литературе, об авторах, которые изображают то, что происходит сегодня в ГДР, пропаганда наследия немецкой и зарубежной литературы – вот суть нашей работы, начиная с 1945 года и по сегодняшний день.

 

Лео КОШУТ, «Фолък унд вельт, Культур унд фортшритт»

О роли советской литературы в ГДР можно написать не одну статью. В становлении нашей республики, в изменениях, достижениях, мечтах ее граждан неизменно присутствуют – как провозвестники нового мира – герои, идеи лучших произведений советских писателей. Не случайно в 1947 году было основано специальное издательство «Культур унд фортшритт», цель которого – издание советской художественной литературы, хотя произведения советских писателей выходят и в других издательствах, в том числе и в «Фольк унд вельт». Не случайно советская художественная литература занимает первое место в издательстве интернациональной литературы, в которое в 1964 году объединились оба вышеназванных издательства. Из 1000 авторов, 1500 названий и 2800 изданий, опубликованных с 1947 года (включая роман-газету и серию для юношества), 350 авторов, 550 названий и 1100 изданий относятся к советской литературе.

Наше особое внимание всегда посвящено современной литературе – произведениям, непосредственно помогающим читателям познать наше общество и их собственное место в нем. Такие книги появляются не каждый день. Иные романы, например «Поднятая целина» Шолохова, воздействуют на нас и спустя двадцать лет, как новые. Теперь мы в качестве бесспорных удач нашего издательства можем назвать и «Районные будни» В. Овечкина, «Искателей» Д. Гранина, «Битву в пути» Г. Николаевой, но зачастую они сами выдерживали «битву в пути». В этом смысле наши издательские планы являются результатом постоянных дискуссий.

Назовем две книги, посвященные современной тематике, входящие в наш план 1971 года: «Сказание о директоре Прончатове» В. Липатова и роман И. Друцэ «Бремя нашей доброты». Проблемы, поднятые в этих книгах, вызвали споры уже в издательстве. И мы считаем полезным, чтобы читатели могли продолжить начатый нами разговор.

В число предлагаемых нами книг с актуальной проблематикой мы включаем, конечно, и произведения, написанные на историческом материале. Цикл романов К. Симонова, чью новую книгу «Последнее лето» мы начали переводить, еще не имея русского текста до конца, относится к самым популярным нашим изданиям.

Цитировать

Фойгтлендер, А. В издательствах ГДР / А. Фойгтлендер, Л. Кошут, Р. Герцог, К. Райх, Г. Бенцин // Вопросы литературы. - 1970 - №12. - C. 224-235
Копировать